Здравствуйте. Начался учебный год. Школьники по утрам идут в школу. Но вот вопрос-с желанием ли?
Не многие взрослые знают, что есть возраст, когда у детей происходит естественный спад в обучении.
Мотивация к обучению падает, и нет никакого смысла в это время требовать от ребенка,выжимать из него последнее, потому что он просто перестанет что-либо делать.
Это период в конце начальной школы, перед пятым классом, а также 6, 7, 8 классы.
Однажды я столкнулась с учительницей, которая ругала ребенка, кричала на него, говоря, что тот совсем не старался. И я спросила у нее, как она понимает, откуда она знает, что сейчас этот ребенок не старался, как она может заглянуть ему в душу и проверить уровень его стараний?
Я предложила ей представить на минутку, что этот мальчик действительно старался и то, как он старался — его реальный уровень, как тогда быть? Учительница задумалась.
Я встречалась неоднократно со словами «старайся», «пытайся». Но что означают эти слова на самом деле, мало кто может ответить.
Предлагаю вам эксперимент, который я проводила часто на родительских собраниях.
Положите свою ручку перед собой на тетрадь. Внимание, задание: постарайтесь сейчас взять ручку. То есть, вам нужно ее не брать, а постараться взять. И еще раз постарайтесь прямо сейчас. А теперь осознайте, какие чувства вы испытываете, когда вы стараетесь взять ручку, стараетесь, но брать вам не надо.
Как правило, родители реагируют смехом или напряжением.
А теперь представьте состояние ребенка, который старается. Почувствуйте на своей коже, что означает слово «стараться». Это же странно!
В прямом переводе это означает «будь в процессе, но не достигай результата».
Мы проводили в школе исследования и анализировали, какие глаголы используют учителя с разным уровнем компетенции.
Мы с коллегами пришли к выводу, что учителя, которые являются ведущими учителями, лучшие педагоги в начальной школе используют огромное множество глаголов, но они не используют слово «старайся».
Мы можем хвалить ребенка за усердие, но не призывать его «стараться».
Родителям важно знать о возрастных этапах детской мотивации
Если у ребенка «немотивационный возраст», то не стоит ждать, что он
будет так же активен, как в первом классе. Не стоит его подгонять и загружать, иначе к концу обучения в школе у него вообще пропадет всякая мотивация к получению знаний.
Учебная мотивация всегда волнообразна. Можно, конечно, убить мотивацию, но сделать её бесконечно стремящейся вверх крайне сложно, особенно в нашей системе образования.
Однажды я пришла на родительское собрание и попросила поднять руку тех родителей, кто за прошлый месяц прочел хотя бы одну книгу, кто рассказал ребенку о том, что он прошел какие-то курсы, прошел какое-то обучение, посмотрел какой-то развивающий фильм, изучил что-то, что не связано с его отчетами на работе.
Я спросила у них, кто рассказал ребенку в прошлом месяце о том, как это вообще интересно что-то познавать, что-то изучать, что-то открывать для себя. К сожалению, поднятых рук было критически мало. И тут надо задать себе вопрос — почему же мы тогда хотим, чтобы ребенок имел высокую мотивацию к обучению?
Осознают ли родители, что культура обращения с гаджетами, культура сна, культура здоровья, культура общения с людьми — такая же культура, как культура обучения?
В практике моей коллеги был ошеломляющий пример с ребятами из 9-го класса. Она работала в частной школе и там учились дети из очень обеспеченных семей. И вот однажды ко ней пришла учительница английского языка и заявила, что дети не хотят учиться, у них мотивация совершенно упала, можно сказать, что ее нет. Что делать в такой ситуации? Коллега и учительница собрали родительское собрание и стали размышлять. И пришли к решению, что на лето детей нужно отправить в Англию, в языковую школу. Родители могли себе это позволить.
Детей для этого дополнительно не подтягивали по английскому, их отправили с тем знанием языка, который у них был на тот момент. А, как вы уже знаете, дети учились в очень модной школе, где они не привыкли быть не крутыми, не лучшими, не успевающими. И тут, представьте себе картину: эта модная тусовка оказывается в английском лагере, где преподаватели говорят только на английском, дети все говорят на английском и вообще вся жизнь идет на английском.
Коллега рассказывала как горели глаза этих ребят, когда они приехали и 1-го сентября пришли в 10-й класс. Они учили английский, как сумасшедшие. Они запланировали себе чуть ли не через день дополнительные занятия с репетиторами, они поняли, зачем они посмотрели на уровень жизни других людей. Ребята увидели, что им дает английский язык и зачем вообще он нужен.
И если нашим школьникам дать возможность понять, для чего это важно, найти такой показательный и доступный способ, это будет очень хорошим рычагом.
Следующим важным моментом в вопросе снижения мотивации у ребенка является то, что родители формируют ценность результата обучения, а не ценность процесса. Когда родители фокусируются на высшие баллы, а не на то, было ли ребенку интересно, что он сегодня узнал, что сегодня открыл для себя, что ему удалось решить и так далее. Большая часть родителей ориентирована на результат.
Но суть обучения — это не результат обучения, это процесс. Очень важно учить ребенка преодолению трудностей в обучении. В школе, где я работаю, я наблюдаю, как ребята страдают. Они находятся в процессе обучения с 8:30 до 17:30 каждый школьный день. Я вижу, как ребята мучаются на продленке —они делают уроки, ходят на секции, кружки, бегают как белки в колесе.
И я наблюдаю, что есть ребята, у которых действительно уже сдают нервы, которым не хватает сил.
Иногда я понимала, что нужно здесь и сейчас сесть и поговорить. Всего лишь несколько минут общения помогают иногда поднять настроение ребенку.
Важно донести, что последнее отжимание в спортзале — это самое важное, именно оно даст тебе результат. Последнее повторение стихотворения — самое важное, именно оно позволит тебе его запомнить. Вам нужно рассказать ребенку о ценности усилий, о том, что никакое усилие не поможет, если ты его делаешь с раздражением, оно забудется, оно сотрется.
Если человек хранит раздражение, оно превратится в болезнь и это тоже, согласитесь, не лучший вариант. Поэтому усилие должно быть всегда в радости.
Для того, чтобы у ребенка держался достаточно высокий уровень мотивации,можно учить его работать по образцу, и это не только о начальной школе, это нужно делать на протяжении всего периода обучения.
Очень часто родители, давая задание ребенку, думают, что он видел уже не раз, как это делается и сам справится. А когда ребенок делает что-то неправильно, родители начинают в процессе раздражаться. Это называется «потерянное лицо». Как только интерес к обучению сменяется гневом, мы ставим диагноз «потеря мотивации к обучению».
Ещё Очень важно найти ведущую репрезентативную систему ребенка и сделать на ней акцент. Например, я знаю, что мой сын очень хорошо запоминает ритмичные вещи. И все, что мне надо ему рассказать, донести я сопровождаю простукиванием, хлопаньем, привлекаю его внимание, говорю в ритм и так далее.
Есть ребята, которые лучше всего реагируют на зрительные образы, на аудиальный тембр.
С ребенком необходимо системно повторять то, что не получается. Не получилось в первый раз завязать шнурки —пробуйте второй раз, через несколько дней опять не сразу получилось — повторяйте попытки, пока не будет результата.
Большая часть родителей выбирают купить другие сапоги без шнурков, просто на липучках и забыть об этом навсегда. И тут ребенок понимает, что если у него что-то не получается, он должен найти замену тому, что не получается, найти выход, как не делать то, что не получается сразу. Но эти вещи важные и их нельзя не делать, и тут нельзя хитрить. Здесь не работают заменяющие технологии, поэтому способность побеждать трудности тоже связана с усердием, она очень важна.
Говоря о мотивации к обучению, особенно важно рассказать об уровне любви родителей. Это может звучать странно, но когда мы повышаем требования к ребенку, мы должны на столько же, и даже больше, повысить градус своей любви к нему. Если этого не происходит, учебная мотивация падает и, очень часто, именно это является причиной падения мотивации у детей, которые в начальной школе учились хорошо, а потом не смогли справиться с нагрузкой. Родители начали требовать больше, а уровень любви не подняли. Ребенок понимает, что он не получает самого главного — любви и внимания, а значит — какой смысл в этих оценках. А мы не понимаем, почему он не учится. Он не получил главный бонус — мы не подняли уровень любви.