К ситкомам в простонародье относятся двояко. С одной стороны, это хорошее развлечение на 20 минут, утром, днём или вечером, во время трапезы или мытья посуды. С другой, это легкомысленное развлечение с закадровым смехом и ситуативными шутками, подчас ниже плинтуса. Но всё меняется, в том числе и телевидение. "Друзья" в свое время наделали немало шума, и сейчас по праву занимают культовый статус. Сериал "Как я встретил вашу маму" как идейный подражатель отражает человеческие переживания по поводу и без не в такой гипертрофированной форме, а в более приземленной и лаконичной.
Безусловно, в ситкоме полно гротеска. Однако за каждой преувеличенной шуткой кроется нечто большее. Взять того же классического персонажа-бабника по имени Барни Стинсон (Нил Патрик Харрис) - его любовные похождения исчисляются сотнями невинных жертв в лице наивных и глуповатых женщин. С одной стороны, это комично - персонаж-бабник, который всем своим видом показывает, как он крут и беззаботен. Однако от сезона к сезону этот образ, а точнее, его внешняя оболочка начинает постепенно рушиться, слой за слоем, пока, наконец, мы не увидим покалеченного человека, который всеми силами пытается заткнуть пустоту внутри себя.
Как правило, ситкомы считаются вертикальным сериалом, то есть каждая серия - какая-то законченная история, имеющая начало, развитие и закономерный (или не очень) финал. "Как я встретил вашу маму" строится по такой же схеме - в начале поднимается какая-то животрепещущая и важная жизненная тема, а на примере героев, нам показывает, как она раскрывается с разных сторон, и в конце нас ждет какой-то итог, мораль, которая не только заставляет зрителя смеяться, но и подумать о вечном. Авторы сериала идут немного дальше - каждая подобная "тема урока" не только носит развлекательный характер, но и позволяет раскрыть кого-то из героев. И новая сторона условной Робин (Коби Смолдерс), Лили (Элисон Ханниган) или Маршалла (Джейсон Сигел) не только не забудется, но и будет играть в дальнейшем огромную роль, потому что у сериала есть своя горизонтальная линия развития, которая позволяет с повышенным интересом следить за тем, что же будет с персонажами дальше.
Главную партию в этом квинтете играет, само собой, Тэд Эвелин Мосби (Джош Рэднор), закадровый рассказчик всего шоу, который однажды решил усадить детей на диван и рассказать, как он встретил их маму. Да только вместо этого он начал заливать байки о том, как постоянно зависал с друзьями в баре и какие нелепые приключение с ними происходили на протяжении долгих лет. В финале ситкома нам раскрывают истинные мотивы этого диалога, который не всем фанатам пришелся по душе, но смысл всего действа кроется в следующем: вся история - это своего рода откровенный рассказ, исповедь, о долгом и тернистом пути, который приходится пройти человеку, прежде чем обрести самого себя. И это касается не только Тэда, но и других персонажей. Все они менялись под влиянием разных факторов, и если сравнить итоговые образы в заключительных эпизодах сериала с изначальными версиями в первых двух сериях, то это будут совершенно разные люди. В этом и кроется несомненное преимущество сериала - его герои меняются, как и положено каноническому художественному произведению, да и самой жизни.
В Тэде можно проследить такую динамику: сначала герой вёл себя как инфантильный подросток - он был готов на всевозможные безумства ради девушек, в надежде, что хоть какая-то из них будет "той самой", но за кадром (чаще всего) безжалостно с ними расставался. И эту обратную сторону чрезмерной романтизации образа нам раскроют далеко не сразу, позволяя проникнуться симпатией к витающему в облаках герою. Со временем отношению к персонажу может измениться, а двойственность его поступков раскроется сначала зрителю, а затем и ему самому. С самых первых кадров он отчаянно гнался за мифическом образом вечной любви, пока наконец не повзрослел и не понял, что если перестать искать, то она сама себя найдет. Шекспир как-то писал в одном из сонетов: "Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, А тем, кто прочь бежит, кидается на шею." Данная цитата отлично отражает линию главного героя сериала.
Что же касается других образов, тот тут всё гораздо сложнее. Лили и Маршалл персонажи весьма интересные, и они являются идеализированным образом пары, которая... далека от идеала. Авторы очень деликатно раскрывают нам тонкости отношений, которые полны шероховатостей, недомолвок, обид, сомнений и расставаний. И каждый из них по-своему проходит очень тёмный извилистый путь, чтобы в какой-то степени вернуться к изначальной точке - быть вместе. Но каждый сезон сбрасывает на них тонны испытаний, и герои уже явно не те, что были прежде. Взять, к примеру, бесконечные поиски Маршалла себя и своего места в жизни.
Робин тоже проходит долгий путь, но во многом остается такой же, какой и была. Да, героиня научилась любить, прощать, жертвовать и отдавать, но в итоге всё равно осталась закоренелой карьеристкой, что сильно отразилось на её личной жизни. Она осталась той, кто живет только ради себя, и никого другого. В этом образе можно проследить важный жизненный аспект - люди могут в чём-то меняться и менять свои взгляды, но какие их стороны остаются неизменными.
И если эту формулу примерить на других героев, то выяснится... что все они в чём-то остались такими же. Тэд всё-таки не отказался от образа девушки мечты, о которой грезил с самой первой серии. Маршалл стал ярым защитником слабых и обездоленных. Лили так и осталась тем , кто жертвует собой во благо счастья мужа и всей семьи. Ну а Барни... Барни так и остался тем, кто стремится к веселой и беззаботной жизни, как и подобает истинному гедонисту. Каждый из них, несмотря на их разносторонние психологические нюансы, достойные внимания клинического психолога, всё равно остается в рамках стереотипного комедийного образа.
А ведь никто не говорил, что герои должны меняться полностью. В чём-то их взгляды претерпели корректировки, где-то поменялось их поведение. Но если бы они изменились полностью, то перед нам предстали совершенно другие персонажи. Так не бывает ни в кино, ни в литературе, ни в реальной жизни.
#ситком #как я встретил вашу маму #барни #сериал #комедия