Друзья, в этой статье я снова буду говорить о взаимоотношениях Эго и Самости, поскольку полагаю данный аспект психологической жизни ключевым. Ось этого взаимодействия в аналитической психологии сравнивается с антропологическим понятием "axis mundi" - это строящая нас личностно и нашу повседневную жизнь со всеми вытекающими последствиями категория.
Мы будем говорить об уровне Эго, поскольку только он нам опытно доступен для рассуждения. Для того, чтобы с этого уровня выстроилась трансцендентная связь с Самостью, необходимо выравнивание Эго в соответствии с некими космическими законами. Если бы можно было не прибегать к такой формулировке, я бы не стала употреблять такое сочетание ввиду его поп-контекста. Пусть читателя не пугает эзотерическая формулировка, мы попробуем ее расшифровать и увидим, что речь не идет о каких-то метафизических вещах, а вполне простых, естественных, знакомых. Самой первой опорой нам выступит природа с ее процессуальной цикличностью: сменой времен года, приливами и отливами, движением космических тел, жизненным циклом флоры и фауны.. Все в природе подчинено порядку, действующему согласно глубинным внутренним законам каждого объекта, каждого вида. Мы можем проследить на примере развития науки физики эволюцию человеческого представления об этих законах: их открытий, исследований, выработки формул, составления гипотез.. Человек как особенное существо в подлунном мире имеет несколько категорий порядка. Кроме, физической стороны вопроса, есть социальная, нравственная, духовная, а также сочетание их между собой, совпадение имманентного и трансцендентного Порядка в контексте бытия отдельного человека в мире. Сравнимо с мировым древом мы ногами стоим в мире дольнем, головой же уходим в горний мир.
Далее мы поговорим об аспекте Порядка, распознанного древними интуициями людей за многие тысячелетия до нашей эры.
В Древнем Египте важной этической категорией была категория "маат" - порядок, истина, правда. Она персонифицировалась божеством Маат, имеющей убранство в виде пера на голове.
Легкая как перышко, правда всегда незримо присутствует в мире.
Насколько нам дают понять источники, для древнего египтянина это была крайне важная категория. Природа соответствовала маат: течение Нила, его разлив, плодородие почв, сбор урожая - подчинялись этому божественному устройству. Общественные, правовые, религиозно-ритуальные отношения, посмертный путь человека - основывались на порядке маат. Ничто не могло прийти к своему естественному, гармоничному, закономерному завершению, достичь своей логической цели, нарушая порядок. И т.к., мы знаем, для древнего египтянина основной модус религиозной жизни сосредотачивался вокруг посмертного существования, никто не мог стать Осирисом, минуя предстояние перед двойной Маат (правда дольнего и горнего миров) и взвешивание своего сердца против ее пера. Оправдательная речь умершего на великом суде представляет собой свидетельство человека о его соответствии правде:
1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не [...]
5 Я не творил дурного.
6 [.........]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
...
и т.д. из "Книги мертвых", гл.125)
Становилось очевидно, что нельзя перепрыгнуть через этапы, пройти по лазейкам, обмануть - людей, божеств, если сами божества следовали порядку (вспомним, что Ра в ладье не минует ни одного испытания своего путешествия по часам суток) - и надеяться на благополучный исход дела.
Но не только древние египтяне имели такой ориентир. Во многом совершенно другая цивилизация индоариев знала категорию риты (правды). В Ригведе это одно из наиболее часто встречающихся слов. Все существование человека, его отношения в мире, движение самого мира вокруг (солнца по небосклону) подчинены рите. Важно понять, насколько это была жизнеобразующая категория для, казалось бы, столько древнего человека. Мы не можем воспроизвести историю и взаимосвязи индоарийских племен, траекторию их перемещений, только с большой осторожностью выстраиваем предположения о возможных территориальных, лингвистических и религиозных миграциях, но, что категория риты была образующей, можем сказать точно. Рита людей и божеств одна и та же, в ведической традиции бог Варуна является держателем правды.
Примечательно, что богов призывают и получают их поддержку не колдовством, а исполнением риты.
«Митру призываю я, обладающего чистой силой действия
И Варуну, заботящегося о чужом (ричадасам), –
Помогающих молитве, смазанной жиром (молитве с жертвой).
Истиной (рита), о Митра-Варуна,
Умножающие истину, лелеющие истину,
Вы достигли высокой силы духа».
[РВ 1:2:7-8]
Категория риты пронизывает жизнь простого человека, она дает ему указания нравственного характера:
"..Асуры, говоря намеренно неистинное, были сильны, как солончак, были как бы богатыми. Поэтому тот, кто намеренно говорит неистинное, силен, как солончак, и становится как бы богаче. Однако в конце он будет побежден, ибо в конце были побеждены асуры".
[Шатапатха Брахмана 11:5:1].
Следующим шагом от риты как закона мироздания к повседневной жизни человека была дхарма - закон, поддерживающий мир. Следование ему записано в "Законах Ману", запечатлено в йогических практиках. Подчиняясь рите и дхарме, человек выстраивает гармоничные взаимоотношения с миром, обществом, собственным существом; отклоняясь от него, пусть и получая временные выгоды, он разрушает их.
Древний человек, как мы видим на примере исследований антропологов, историков, археологов, не был примитивнее или глупее современного. Это ужасный миф Нового времени. И тысячу лет назад человек имел те же движения духа и те же основные человеческие переживания, так же страдал и так же любил, и вопрос собственной смерти как в те времена, так и сегодня беспокоит людей. Основные феномены психической жизни сохраняются неизменными, меняется форма репрезентаций и проявлений. Этот момент и позволил К.Г.Юнгу предположить существование архетипов как ядерных центров коллективного бессознательного. И Юнг подчеркивал, что современный человек в снах видит автомобиль или поезд в то время, как древний видел, например, быка при иллюстрации того же паттерна.
Если мы принимаем положение, что древние интуиции человека действительно угадывали важные категории - как во внешнем мире, так и внутреннем, - то можем ли мы сегодня предположить аналогичное значение Порядка, порассуждать о его разновидностях, задаться вопросами последствий уклонения от него? Мне думается, что рассуждать нам не возбраняется, поэтому я предлагаю это делать.
С законодательной точки зрения наша социальная и гражданская жизнь, также как и жизнь древнего человека, подчиняется сводам законов (УК, КоАП, ТК и проч.; у древних - законы Ману, Хаммурапи, Талмуд и проч.). Кроме того, отчасти в сцепке с социальной жизнью, у нас есть этические и нравственные правила поведения. Религия описывает духовные законы, следование которым помогает богообщению. Весь спектр этих правил существования человека в мире представляет собой некий порядок, согласно которому мы получаем возможность выстраивания гармоничных связей.
С психологической точки зрения между Эго и Самостью тоже существует порядок, нарушая который мы теряем связь, ощущение своего совпадения с подлинным, чувство себя истинного, а зачастую и реального.
Христианская религия говорит: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?".
Преподобный Макарий Великий дает не только нравственное, но и эстетически красивое толкование:
"И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего".
Если вспомним историю самарянки, то какую ее заслугу отмечает Христос у колодца? Честность.
"Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала". (Ин 4:17-18)
За эту честность женщина получила благословение, ей стал доступен контакт с Христом, их разговор продолжился.
Переводя библейский сюжет на психологический язык, мы можем предположить, что, пока Эго не признает своего наличного положения и не приложит усилий по приведению себя в порядок, ему остается недоступным индивидуационный контакт с Самостью. В любом деле есть свой поэтапный ход. Всякая наука начинается с изучения азов и ведет неофита через перипетии постижения искусства и мастерства. Если мы мним себя сразу великими мастерами, то отрезаем путь реального обучения; если великими подвижниками - путь реального духовного совершенствования; если лжем окружающим - отрезаем себя от правды и сердечных чувств. Самость в любом случае представляет собой регулирующий центр психики и она выполняет свою упорядочивающую функцию через компенсаторные сны, симптомы, даже болезни, через синхронистичные события жизни и проч. Но именно индувидуационный, осмысленный контакт Эго и Самости начинается с отклика на проявления Self, с воззрения человека на самого себя в акте честности, с некоторых усилий по упорядочиванию хотя бы подвластного.
Современный мир утрачивает эти основополагающие понятия, Духовный Отец оказывается в Тени. "Илиада" Гомера напомнит нам о таком полюсе архетипа Отца: Гектор выходит на смертельный бой, защищая свой город, своего сына, - повинуясь долгу. Долг - это еще одно проявление маат и риты. Но современный мир берет на вооружение прямо противоположный полюс: "никто никому ничего не должен" - крайне разрушительная позиция. Во взаимоотношении Эго и Самости тоже есть долг, есть подчинение, есть аспект служения, самопожертвования, есть категории любви и благодати, есть страдание от Темной стороны Самости (история Иова) - есть целый спектр переживаний, неотделимых от нашей повседневной жизни, если мы научимся их распаковывать. И Порядок - это та категория, которая позволяет нам подступиться к этому взаимодействию.
В заключении хочется добавить, что, пожалуй, религия и аналитическая психология, как ничто другое, знают о невозможности человека полностью выполнить требование Порядка. Великие святые прошлого до конца говорили о своей немощи и возлагали надежду на милость Бога, приходя к смирению. Аналитическая психология говорит о теневых содержаниях и работе с ними, не тешась иллюзией всевластия Эго. Так что моя статья - не фанатичное назидание, ведь я так же не могу исполнить риту/маат/порядок, но пытаюсь хотя бы набросать "план местности" - ориентиры и опорные столпы, чтобы иметь возможность сверяться, чувствовать, когда отклоняюсь.. Индивидуация никогда не идет ровно, Эго нащупывает свое соответствие самостному и снова теряет его под гнетом житейских происшествий. Но как в любом путешествии или плавании важны ориентиры, так и в психологическом пути нам не обойтись без них.
Спасибо за внимание, друзья!