Илья Негин пробовал себя в юриспруденции, затем работал журналистом на федеральном канале, а в 2019 году создал свой канал в Дзене, уволился из редакции и стал писать о Москве нескучно. Сейчас на его блог подписаны более 54 тысяч человек. На Дзен-понедельнике Илья рассказал, какие темы больше всего волнуют читателей и что помогает ему не выгорать.
Через тернии к Дзену
В 2015 году я окончил юридический факультет МГУ, два года отработал по специальности, а потом понял, что хочу изменить свою жизнь: все бросил и пошел учиться на телеведущего. Во время учебы устроился на федеральный телеканал, работал по ночам. Но довольно быстро пришел к пониманию, что ТВ — не то, что мне нравится, и решил вместе со своим коллегой создать блог в Инстаграме.
Мы выкладывали короткие ролики о достопримечательностях Москвы, обзоры ресторанов и выставок. В наших постах не было особой глубины: это были короткие видео, с помощью которых можно нахвататься интересных фактов и поумничать перед друзьями.
В декабре 2018 года я узнал о Дзене, где можно получать доход за ведение блога. Через два месяца создал свой канал, а еще через полтора месяца две моих публикации выстрелили: о том, почему хрущевки такие маленькие, и про обдирные дома в столице; я вышел на монетизацию. Дохода от Дзена стало хватать на то, чтобы жить только за счет блога, и я уволился с телеканала.
От улицы к району
У меня нет четкого плана публикаций на годы вперед, я веду канал с помощью рубрикатора: в один день выкладываю статью про улицу, в другой — про район, в третий — про метро. Чтобы истории получались интересными, я много читаю, смотрю фильмы и гуляю по Москве — именно во время этих занятий ко мне приходят какие-то идеи.
Например, когда я еще работал в редакции и ехал в три часа ночи в офис в такси, мне пришла в голову мысль: а почему бы не рассказать о Савеловском вокзале, мимо которого мы проезжали? Через некоторое время статья вышла в блоге, на сегодняшний день у нее уже больше 176 тысяч дочитываний. Главное — не отметать «быстрые» идеи. Ведь если у меня где-то щелкнуло, значит, это может быть еще кому-то интересно. И, как показывает опыт, так оно и получается.
Заголовки с интригой
Особую работу я провожу над оформлением карточек публикаций. Подбираю фотографии, которые отвечают теме статьи и всего блога в целом. Например, есть в Москве дом, который стоит прямо на железнодорожной платформе. На обложке обязательно должно быть его изображение. А в заголовке — интрига. Если я просто напишу «История дома на Ленинградском проспекте, 1» – это вряд ли кого-то зацепит. А заголовок «Каково жить в сталинском доме, который стоит практически на вокзальной платформе» привлечет внимание пользователей: публикация больше 2,1 миллиона раз показывалась в ленте Дзена и собрала больше 110 тысяч дочитываний.
Или другой пример: я написал статью о станции метро «Аэропорт». И в заголовке написал о голубом небе и самолетах. Текст вообще никого не интересовал. Тогда я изменил название на «Почему станция называется “Аэропорт”, если его там нет». И все радикально поменялось: статья собрала больше 200 тысяч дочитываний.
По волнам памяти
Среди интересов пользователей Дзена я могу выделить несколько особенно популярных тем. Во-первых, редкие фотографии Москвы. Вряд ли кому-то придет в голову посмотреть в интернете, как выглядел наш город до отмены крепостного права, но если такая публикация попадется на глаза в ленте Дзена — почему бы не полистать. Фотографии я ищу на сайте pastvu.com, там собраны снимки с середины XIX века по 2000 год. Если нужно что-то современное, приходится кропотливо перебирать кадры на стоках.
Во-вторых, аудитория любит читать о местах, с которыми так или иначе переплелась их жизнь. Для меня стало открытием, сколько людей в советское время жило или бывало на Сивцевом Вражке. У статьи об этом переулке под 100 тысяч дочитываний.
Обратная связь с читателями
Людей интересуют общие проблемные темы. Публикация «Можно ли вычислить коренных москвичей по тому, как они говорят» набрала более 4,5 тысячи комментариев. И это я еще удалил около 20 процентов реплик, в которых люди переходили на личности и оскорбляли других пользователей или меня.
Я читаю все комментарии. Если задают вопросы, отвечаю. Это отдельная часть моей работы над блогом. Но я не публикую материалы каждый день, а ограничиваюсь в среднем тремя публикациями в неделю. Поэтому у меня есть время и на комментарии, и на создание качественных статей с интересными фотографиями.
Благодаря такому графику и опыту работы в журналистике у меня нет эмоционального выгорания. Канал в первую очередь нравится мне самому. Наверное, поэтому он интересен и другим людям: видно, что все сделано с душой.
Подготовила Наталия Хомякова