Монро писала в дневнике, что Чехов приходил в бешенство, видя сценарии её новых ролей: "Я не имела права выбирать, но это вовсе не значило, что меня можно заставлять играть только белобрысых дур!"
Мэрилин Монро. Яркая, красивая, популярная, купающаяся в славе и внимании. Можно ли поверить, что это всё - о женщине со сломанной жизнью?
"Ха-ха, ну конечно, всем бы такую «сломанную жизнь»", - усмехнётся кто-то. Что ж, давайте присмотримся к 36 годам пребывания Мэрилин на этой планете повнимательнее.
Эта женщина с самого начала была никому не нужна
Судите сами - когда будущая звезда экрана появилась на свет, мать даже не знала, как записать дочь в документах. Имя-то она сразу придумала - Норма Джин. А вот фамилия... То ли Бейкер - по первому бывшему мужу мамы. То ли Мортенсен - по второму и тоже уже бывшему. Выход из положения можно назвать даже изящным - в свидетельстве о рождении написали Мортенсен (точнее, почему-то МортенсОн), а после крещения Норма Джин по документам стала Бейкер. И вашим, и нашим. А вот фамилия настоящего отца звезды остаётся тайной до сих пор.
На этом вклад матери в становление будущей Мэрилин Монро закончился - вскоре после родов она отдала девочку в семью опекунов. Там до семи лет её воспитывали "в духе евангельского христианства". Потом на несколько месяцев вдруг объявилась мама и забрала Норму Джин к себе. Но через несколько месяцев у женщины развилась шизофрения - и вот дочка уже живёт у некой маминой подруги, потом переезжает в приют, потом кочует по каким-то дальним родственницам...
В 16 лет Норма Джин вышла замуж за 20-летнего парня - не от большой любви, а чтобы не возвращаться в приют из-за переезда очередных опекунов в другой штат.
На пике карьеры она была суперзвездой со смешными гонорарами
Давайте перемотаем сразу на следующее десятилетие. 50-е годы. Теперь Норму Джин уже знают как Мэрилин Монро - ту самую блондинку из фильмов. Картины с ней собирают сумасшедшие кассы, сама Монро получает тысячи писем от поклонников, её узнают везде и всюду...
При этом платят ей практически по минимальным ставкам. Для сравнения - Одри Хепберн в 1956 году получила за роль Наташи Ростовой в "Войне и мире" $350 000, плюс $29 000 за каждую неделю съёмок сверх графика, плюс $500 в день на личные расходы, плюс круглосуточный личный водитель. В том же 1956 году зарплата Мэрилин Монро - $1000 в неделю. А через два года за роль в легендарном фильме "В джазе только девушки" студия выплатила Монро $100 000 долларов и возместила аренду квартиры на время съёмок.
Коллеги Мэрилин по съёмочной площадке получали гонорары в разы больше. До конца жизни она так и не стала действительно высокооплачиваемой актрисой.
"Я не имела права выбирать"
Простая и понятная красота Мэрилин Монро сыграла с ней злую шутку. Чем дальше, тем больше режиссёры хотели видеть её в комедийных ролях "тупых блондинок". Присутствие белокурой ceкc-бoмбы заранее обеспечивало фильму коммерческиё успех. При этом от Мэрилин требовалось не так уж много - улыбаться, хлопать густо накрашенными ресницами и слегка раздеваться. Тут лямку приспустить, там юбкой махнуть...
Возможно, самой Монро поначалу тоже было весело от этого всего. Но лишь поначалу. Однотипные "безмозглые" роли стали выжигать актрису, которая вне съёмочной площадки зачитывалась произведениями Достоевского, Толстого, Золя, обожала поэзию Гёте и сама писала стихи...
В надежде что-то изменить она обратилась за помощью к педагогу по актёрскому мастерству - советскому эмигранту Михаилу Чехову (племяннику писателя Антона Павловича Чехова).
Американская пресса называла Михаила Чехова "Моцартом сцены". Он активно снимался, в том числе у Хичкока. Но главным его детищем на американской земле была школа "Экторз лаборатори", которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Клинт Иствуд, Марлон Брандо, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие звёзды кино.
В том числе Мэрилин Монро.
Чехов приходил в ярость, когда видел сценарии ролей Монро. Он считал, что Мэрилин наделена огромным драматическим талантом, который некомпетентные режиссёры растрачивают впустую. Под влиянием педагога актриса написала у себя в дневнике:
"Я стала требовать от студии хотя бы показывать сценарии. Конечно, по контракту я не имела права выбирать, но это вовсе не значило, что меня можно заставлять играть только белобрысых дур!"
В студии Чехова Монро репетировала Корделию из "Короля Лира" и Грушеньку из "Братьев Карамазовых". Это действительно отразилось на качестве её игры... Но, увы, не на качестве ролей. Её контракт с киностудией "20 Century Fox" не давал ей права выбирать. Она должна была играть то, что дают. А ей давали роли тупых блондинок. Она играла - и все вокруг верили, что она сама и есть просто красивая, но тупая блондинка.
Прервать эту порочную цепочку смогла только неожиданная смерть Монро - в обнимку с телефонной трубкой и десятками пустых склянок от успокоительных...