Можно я из шкафчика свою игрушку принесу? – спрашивает большеглазый пятилетний мальчик.
Через минутку возвращается со странной мягкой игрушкой темно-синего цвета. Молоткообразная голова и с обеих сторон вышит раскрытый зубастый рот с красным языком. Ни глаз, ни носа, ни ушей. Просто две хищные пасти и все.
Удивленно вопрошаю: «Это что за монстр?».
– Это Сиреноголовый – со знанием дела говорят сразу несколько ребят.
– Сирено кто? – уточняю, потому что никогда не слышала о таком монстре.
– Ну, у него сирены с двух сторон, а в них зубы. Он может и гудеть по-страшному и людей есть.
Обычно я не разрешаю играть в группе с оружием и монстрами. Хватило одного случая много лет назад. Тогда ребенок принес робота тоже с хищной пастью. Стачала, мальчик имитировал, что робот пожирает окружающие игрушки. Потом слышу, притих, нахожу его глазами среди других играющих, вижу что он положил на колени фотоальбомчик «Наши мамы» и теперь уже хищник-робот будто бы пожирает мам.
Такой деструктивизм был сразу же проработан. Роботу в игре, как волку в «Красной Шапочке», мы вскрыли живот и освободили мам живыми и невредимыми.
Думаете, мальчик, хозяин робота, сопротивлялся этому? Нет. Он наоборот был благодарен за то, что мы помогли ему конструктивно выйти из жестокой игры, в которую его «засосал» робот-убийца.
С тех пор, если заменяю воспитателя на группе – запрещаю играть в подобные игрушки. Хотя запрет не воспринимается позитивно, но потом дети заигрываются в «подводную лодку», «танковый экипаж», «путешественников в джунгли» и понимают, что это тоже круто. Все зависит от того, готов ли взрослый помочь развернуть игру и показать всю увлекательность реального мира.
Но с Сиреноголовым промахнулась. Меня на этой группе попросили побыть часок. И видя мою растерянность перед невиданной игрушкой, хозяин монстра пояснил:
– Мне воспитатель разрешает, я тихо играю.
– Ну, хорошо, только смотри, чтобы он никого не обижал из наших.
Впоследствии выяснилось, что мальчик воспользовался ситуацией: на группе некомпетентная тётя, возьму-ка свою новенькую игрушку, которую воспитатель попросил спрятать в шкаф и не приносить больше в детский сад.
Через несколько минут слышу возмущенный крик одной из девочек, переходящий в плачь. Оказывается Сиреноголовый «сожрал» у неё игрушки: собаку и двух пони. Обращаюсь не к мальчику, а к игрушке-монстру:
– Не смей никого в нашей группе обижать, а то я тебя арестую. Давай лучше защищай нас от всех монстров.
Мальчик сначала рычит, а затем, выйдя из роли, поясняет:
– Он не может никого защищать, Он очень злой.
– А что нужно делать, чтобы он подобрел? – не сдаюсь я, – может, дадим ему добрых конфет?
– Да! Давайте ему скорее нарисуем и дадим конфеты – радостно восклицает один мальчик и бежит за листочком и карандашами.
Все это время он заворожено наблюдал за игрой, не вмешиваясь в то, что творил Сиреноголовый с игрушками девочки. Я на 100% уверена, что этот ребенок хорошо знаком с этим персонажем, боится чудовища до отропи, но сам еще не знает, как победить свой страх. Идея с конфетами для него спасительна.
«Поев» добрых конфет Сиреноголовый так и не подобрел, а стал гоняться за тем, кто его кормил. Ведь он бескомпромиссно злой персонаж.
Как потом выяснила – герой американских фильмов-ужасов с 50-х годов прошлого века. Ведь сирены после Второй мировой войны ассоциировались у наседения с чувством опасности, тревоги. Сейчас Сиреноголовый – популярный монстр в нынешних видеоиграх.
Представьте себе ужас того ребенка, который надеялся на добрые конфеты, а они не помогли. Ребенок ведь в этот момент не видит грани игры и реальности. Его беспомощный крик длился секунды, но в нем было столько отчаянья.
Пришлось срочно изымать игрушку у хозяина, прижимать второго испуганного ребенка к себе, разговаривать с ним, что это всего лишь игрушка, сшитая на фабрике.
Чтобы ребенок быстрее вышел из узкого тоннеля стресса его важно разговорить. Мальчик успокоился, согласившись, что персонаж вымышленный, его люди придумали. Но не уверена, что проблема была снята полностью. Время покажет.
Более того, был обескуражен и хозяин игрушки. Как я поняла потом, они с напуганным мальчиком дружили, а тут он фактически хотел «съесть» своего друга. Пришлось и его успокаивать: «Это не ты. Ты просто хотел поиграть. Сейчас помиритесь и будете играть как всегда».
А все потому, что ребенку от природы свойственно «родниться с игрушкой», а в некоторых случаях себя отождествлять с ней.
***
Зачем же родители покупают кукол-монстров?
Это прикольно, это забавно, дети приучаются не боятся подобных монстров в жизни.
Но вся штука в том, что подобных монстров в жизни и НЕТ. Дети и так их не будут бояться, если столкнутся с ними тогда, когда сами, без помощи взрослых уже смогут отличать реальность от вымысла. Когда им будут ясны смыслы таких понятий, как «миф», «фольклор», «художественный замысел». А случится это только к подростковому возрасту.
Получили ли дети пользу от игры с Сиреноголовым? Нет. Только испытали ненужные в их возрасте негативные эмоции.
Никакой тренировки мужественности, закалки характера такие игрушки не несут. Наоборот, могут стать источником фобий и депрессивных состояний.
Десять раз подумайте, прежде чем купить ребенку игрушку-монстра. Ведь будь у мальчика в руках вертолет, мужественный Супермен или герой «Щенячьего патруля» – игра была бы интересной, продуктивной, без слез, криков и чувства вины.
Каких бы новых монстров не придумала современная индустрия – играть с ними получается всегда одинаково – погружаясь в бездну бескомпромиссной жестокости.
Дети сами просят купить им такую игрушку? Почему они это делают и нужно ли выполнять такой запрос – тема для отдельной публикации.
Советы и рекомендации собираю для вас здесь: #консультации психолога из детсада
Еще об игрушках в детском саду:
Что говорить ребенку, который просит подарить ему детсадовскую игрушку
Ваш Психолог из детсада.