Найти тему
Открытая семинария

Во что на самом деле верили катары, альбигойцы и вальденсы?

Оглавление
Катары не допускали католических священников к своим обрядам и евхаристиям
Катары не допускали католических священников к своим обрядам и евхаристиям

В предыдущей публикации мы начали уже разговор о древних катарах - в связи с одной из их необычайных технологий: улиточной биолакации, позволяющей осуществлять мгновенную связь между дальними объектами. Сегодня хотелось бы поговорить чуть больше о людях, создавших уникальную средневековую цивилизацию на юго-востоке Франции - о катарах.

Катары (греч. - чистые) — это древнее (еще с середины 3-го века) название тех церковных движений, которые стремились к сохранению или восстановлению чистоты первоапостольской церкви. В определенном смысле вальденсы и альбигойцы также попадают в категорию катар. Новатиане в третьем столетии также были известны как катары. Это же название использовалось и по отношению к павликианам. Это были, в определенном смысле, контркультуры, противоборствующие Риму. Это были христиане, которые были несогласны с тем, что Папа Римский имеет полный авторитет и власть над ними, они отрицали многие римские обряды и свои христианские традиции связывали с апостольским христианством.

-2

Во что катары верили

Катар, а вместе с ними и близких к ним альбигойцев и вальденцев, зачастую рассматривают как "дуалистическую религию" - то есть как людей, верящих в два начала мира: доброе и злое. На самом деле ни катары, ни альбигойцы, ни вальденцы не верили в вечное существование добра и зла. Они полагали, что зло - как и его родоначальник сатана - есть временное явление, что оно не вечно, и что зло вместе с сатаной будет уничтожено при Втором пришествии Иисуса Христа.

Здесь они, надо сказать, действительно в какой-то степени разнились с официальным католическим богословием, которое полагало, что сатана уже скован на Тысячу лет, и что вся власть на Земле отдана целиком в руки Папы Римского - наместника Иисуса Христа на Земле. Зло существует лишь благодаря существованию еретиков, таких как катары, мусульмане и пр. И если их уничтожить, то на Земле воцарится полная власть Папы Римского и будет все хорошо.

-3

Катарам католические выдумщики приписывали веру в то, что Христос и сатана на равных правят этим миром. Но катары никогда такому не верили, поклонялись только Христу. Мир они рассматривали как великое поле борьбы между добром и злом - Христом и сатаной. Конечная победа принадлежит Христу, а пока борьба продолжается, сатана еще не связан, и Божии люди должны находиться на стороне Христа в этой борьбе и активно участвовать в преобразовании этого несовершенного мира. А для этого надо было хорошенько изучить этот мир. Отсюда их склонность к науке и к наблюдениям за миром.

Вальденцы

Наряду с катарами те же самые горные районы Франции и Италии были густо населены вальденцами. По сути катары и вальденцы - это очень близкие религиозные течения. Зачастую - это взаимозаменяемые названия. Вальденцы буквально переводится как "жители горных долин" - имя, которым часто называли и катар.

Вальденсы обитали в хорошо защищенных со всех сторон географически, труднодоступных долинах Альп на территории современных Италии, Франции и Швейцарии. Во Франции их называли альбигойцами – от имени города Албы, который был их центром в южной Франции. И хотя движение вальденсев вряд ли возможно назвать однородным, в нем было немало объединяющих факторов.

-4

Епископ Турина в 817 году свидетельствовал о чистоте веры и о примерной жизни обитателей Пьедмонтской долины.[1] Имя вальденсам дали “вальды” - долины, в которых они жили, а не Петр Вальдо, который одно время был руководителем этого движения.[2] Питер Вальдо был вторым Францизском Ассизским – человеком, оставившим богатую родительскую семью чтобы служить нищим и провозглашать евангелие.[3] А по времени своего служения Питер Вальдо предшествовал Франциску. В 1176 году он уже служил на улицах нищим. Группа, сплотившаяся вокруг Питера Вальдо, называла себя лионскими бедняками. Когда конфликт с правящей церковью оказался неизбежен, эта группа в начале 1180-ых годов примкнула к жившим в горных долинах Северной Италии вальденцам.

“Король Франции Луи XlI, когда услышал, как враги вальденсев говорили о преступлениях, якобы совершенных вальденцами, послал настоящего Мастера дознания в лице доктора сорбонского университета, бывшего личным исповедником короля, чтобы тот разобрался в ситуации на месте. По возвращении делегацией был дан отчет в том, что они посетили каждый приход вальденцев в той местности, изучали места их поклонения Богу, где не нашли никаких изображений, не нашли предметов, ритуально используемых в католической массе, и вообще никаких вещей, подразумевающих сходство с поклонением в католической церкви. Сведения о совершенных вальденсами преступлениях не подтвердились. Зато посланная делегация обнаружила, что эти люди соблюдают седьмой день, субботу, и что они совершают обряд крещения по примеру ранней церкви, после того, как они приучат детей к соблюдению заповедей Господних и наставят их в христианской вере. Услышав этот отчет, король Франции поклялся, что эти люди были лучше и достойнее, чем сам он и все его люди."[4]

-5

Документ под названием “Благордный урок” (Nobla Leyczon) излагал основы вероучения вальденсев. Он датируется 1100 годом. Таким образом он был составлен ранее, чем Питер Вальдо начал свою деятельность. Этот документ говорит о вальденсах (Valdense) как о народе, давно преследуемом.[5] Адам Блеир видит большую разницу между тем, во что вальденцы верили на протяжении многих веков, и во что они стали верить в сравнительно недавний период времени.[6] В 1368 году во время конфликта между немецкими вальденцами, которые тяготели к католичеству, и итальянскими вальденсами последними был составлен документ, получивший название “Книга избранного”.

Сожжение катар у Монпелье
Сожжение катар у Монпелье

Это сочинение является кратким изложением истории вальденсев, написанное ими самими. Согласно этому документу вальденсы отделились от Римской Церкви тогда, когда папа Сильверст принял от умирающего императора Константина богатства и светскую власть.[7] Конечно, это всего лишь легенда, но она отображает как чаяния вальденцев, так и их представления о самих себе. Подробнее о вероучениях вальденсев и об их утверждениях о приемственности их вероучения от апостолов можно прочитать в ряде изданий.[8]

Выводы

Не так давно Римский Папа Франциск извинился перед выжившими потомками катар и вальденцев за все то зло, которое католическая церковь причинила их народу. Надеюсь, что это искреннее признание, но есть такая пословица: "Доверяй, но проверяй!" Утихли ли попытки построения Нового мирового порядка? Не строится ли и сегодня та вертикаль вавилонская, вертикаль власти, которую строило(ит?) папство? А мы в России - не доверяем ли мы папству (в той или иной форме) больше, чем своей настоящей истории?

Катары и вальденсы - они даже не реформаторы. Они - хранители древних христианских традиций - хранители Слова. Библия являлась для них, как и для русских древних христиан, единственным и главным откровением о Боге и руководству к жизни. В последующей публикации я надеюсь рассказать подробнее о жизни вальденсев, о хранении ими субботы - и о связи традиций вальденсев с христианскими традициями восточной Европы и Древней Руси.

[1] La Rentree Glorieuse, 5. См. William Jones, History of Waldensians A. Duncan, Glasgow, 1812), 252-263.

[2] William Stephen Gilly, 6.

[3] Франциск был рожден в Ассизи в Умбрии около 1181 года. Он умер 3 октября 1226 года.

[4] Jones's Church History, vol. ii. chap. v. sect. 4.

[5] Muston, op.cit., Vol II, Appendix, page 421.

[6] Adam Blair, History of the Waldenses, in 2 vols., v. I (London, Longman, 18??), 9-12.

[7] For a modern edition of the "Book of the Elect" see Biller, "Aspects," pp. 264-70; cf. Dollinger, Beitrage, ii, 352-5.

[8] См: The Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont and of the Albigenses, by Peter Allix, two volumes, originally published in 1690 and 1692. The other books are: An Inquiry into the History and Theology of the Ancient Vallenses and Albigenses, by George Stanley Faber, 1838; The History of the Evangelical Churches of the Valleys of Piedmont, by Samuel Morland, 1658; and History of the Waldenses, by J.A. Wylie, 1870.