Найти в Дзене

XIV.III. ВОЗВЫШЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ МИРАВ спомним, что церковь, являющаяся собранием верующих (см. главу «Символ веры»)

XIV.III. ВОЗВЫШЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ МИРА Вспомним, что церковь, являющаяся собранием верующих (см. главу «Символ веры»), — это тело Христово. В этом теле все члены имеют свои функции. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а по¬рознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй.. ; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; на¬чальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:5-8, см. также 1 Кор. 12:12,27,28, Кол. 1:18,24, Еф. 4:11). Как и в любом теле, все члены церкви равнозначны и необходимы. Апостол Павел так говорил об этом: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (см. 1 Кор. 12:18,21,22). А что делаетс

XIV.III. ВОЗВЫШЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ МИРА

Вспомним, что церковь, являющаяся собранием верующих (см. главу «Символ веры»), — это тело Христово. В этом теле все члены имеют свои функции. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а по¬рознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй.. ; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; на¬чальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:5-8, см. также 1 Кор. 12:12,27,28, Кол. 1:18,24, Еф. 4:11). Как и в любом теле, все члены церкви равнозначны и необходимы. Апостол Павел так говорил об этом: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (см. 1 Кор. 12:18,21,22).

А что делается сейчас? После того как умерли апостолы и их близкие ученики, церковные служители постепенно начали отделяться от «рядовых» верующих. Понемногу епископы и пресвитеры становились не только и не столько руководителями административно-хозяйственной деятельности церкви, но, главное, авторитетами в области вероучения. А после «срастания» с государством «тело» церкви координально измени¬лось: служители, позабыв о целостности тела церкви и равенстве перед Богом всех его членов, окончательно превратились в отдельную касту — христианское священство (клир), а простые верующие — в мирян. Одно¬временно стали возрастать материальное положение и социальный статус высокопоставленных служителей. Этому ли учили христиан Иисус и апостолы? Первые служители Христа, несмотря на обширную паству, не жили в постоянном материальном изобилии. Посмотрите, как Павел пишет о труде ради Господа и своей нетребовательности:

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно под¬держивать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33-35).

«Я ...   хотя терпел недостаток, никому не докучал» (2 Кор. 1:8, см. также 1 Кор. 4:11, 2 Кор. 11:27, Флп. 4:12).

Апостол Петр, обращаясь к пастырям, завещал, чтобы они слу¬жили «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:3).

Со временем не только положение в обществе, но и одежда стали выделять церковный клир. Вы не задумывались, во что одевались апос¬толы и первые христианские служители? Их облачение ничем не отличалось от одежды обыкновенных людей. Ведь все христиане просто являлись членами общин, в которых из прихожан были избираемы и поставляемы диаконы (служители) и пресвитеры (старосты). А над несколькими общинами для согласования их взаимодействий между собой и другими церквями были поставляемы из опытных верующих епископы. Это исторический факт, который и не пытаются опровергать богословы. Вот, что об истории возникновения священнических одежд писал православный богослов Александр Мень в книге «Таинство, слово и образ» (глава «Одеяния»):

«В ранней Церкви не было специальных культовых одежд. Исключение составлял «талит», кусок материи, которым в Иерусалимской общине, молясь, покрывали плечи и голову. Со временем возникла потребность в облачениях, отвечающих торжественности момента. Надевая их, служитель должен был отрешиться от всего будничного, осознать себя предстоящим Богу».

114

115

Как же сегодня одеты священники? В однотонные рясы, как бы символизирующие смирение и аскетизм. Но их скромный наряд зачас¬тую украшают «дорогостоящие» элементы атрибутики: кресты размером с ладонь и др. А по праздникам скромность пропадает вовсе: одежда высоких иерархов может содержать чуть ли не килограммы драгоценных камней и металлов. Их мантия шьется индивидуально на заказ из изысканных материй. Такой гардероб сложно сравнить с одеянием уче-ников Христа. Посылая их на проповедь, Иисус запрещал им брать с собой даже перемену одежд, ведь Бог Сам позаботится о всем потребном для Своих служителей: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9,10, см. также Мк. 6:8,9).