Часть 8. Традиции Палехской иконописи
Палех – старинный и уютный русский городок. Живописная природа, окружающая его, оказывает на жителей особое воздействие. Каждый десятый из них – художник, а иконопись – семейное искусство, передающееся из поколения в поколение.
Палехская иконописная школа сложилась во второй половине XVII века на основе новгородского, московского и строгановского наследия. Палехскими мастерами были тонко восприняты строгость, монументальность и спокойствие образов Новгорода в сочетании со сложной, многоплановой и многофигурной композицией, тонкостью письма и изысканностью орнаментов Москвы и строгановских «иконописных горниц».
Виртуозно прописанные детали ликов, одеяний, растений, горок, архитектурных элементов и облаков, подчеркнутые изящными вьющимися и волнистыми линиями, отображались не только на миниатюрных «домашних» иконах, но и на стенных росписях и огромных храмовых иконостасах. Художники из Палеха принимали участие в оформлении Грановитой палаты Московского кремля, а также таких знакомых каждому русскому человеку центров православия как Новодевичий монастырь и Троице-Сергиевская лавра.
Цветовой тон палехской иконы преимущественно красновато- золотистый с добавлением оливковых, лазурных, бирюзовых, небесно голубых и лавандовых оттенков.
Уникальной Палехскую иконопись сделало творческое прочтение и применение приемов европейской натуралистической живописи. Не нарушая канона, мастера нашли способ обогатить содержание образа, сделав его еще более возвышенным и эстетичным.
Практикуемое в Палехе с середины XVIII века так называемое фряжское письмо, предполагало отход от условности и более достоверное, по сравнению со старинными стилями, изображение предметов материального мира. Это достигалось выразительностью ликов, плавными тоновыми переходами, легким размытием контуров, изощренной игрой света, теней, бликов и акцентов. Особая глубина изображения достигалась сочетанием приемов живописи с чеканкой по золотому фону.
В начале XIX века, в особенности после окончания Отечественной войны 1812 года и победы над Наполеоном, российская дворянская аристократия и зарождающаяся интеллигенция с обостренным интересом обратились к своей православной основе и стремились осознать себя одним целым с русским народом. Палехская иконописная школа в этот период приобретает статус центра уникальной национальной ветви настоящего православного искусства.
Вместе с тем, сохраняя приверженность народным традициям, Палехская иконопись полностью лишена провинциальной наивности, простоватости и стремления к излишнему украшательству. Все элементы композиции, черты ликов и пропорции фигур продуманы, согласованы между собой и гармоничны. Легкие и пластичные фигуры персонажей слегка вытянуты, но при этом объемны и весомы. Мастерство иконописцев наглядно прослеживается в написании линий настолько тонких и ровных по всей длине, что они кажутся начертанными пером, а не кистью.
Историк-искусствовед М.Некрасова в своей книге «Палехская миниатюра» отмечает: «…Сущность развития Палехского искусства иконописи заключается в соединении высокой культуры мастерства с народным восприятием образа, где черты народного творчества свежо и непосредственно проявились не только в содержании, но и в принципах художественного языка…» (Некрасова М.А. «Палехская миниатюра», с. 22. Изд. «Художник РСФСР», г. Ленинград, 1981 год).
Славу Палеху принесли житийные и праздничные иконы с многочисленными и тщательно прописанными клеймами.
Но настоящую народную любовь заслужили небольшие по размеру иконы, разносимые бродячими торговцами – офенями-коробейниками по городам и деревням центральной и северо-восточной Руси. Зачастую это были уменьшенные копии широко известных шедевров иконописи. При этом сокращение формата не снизило их художественной ценности, а наоборот, позволило довести и без того виртуозную технику Палеха до настоящего искусства.
Со второй половины XIX века у просвещенных слоев российского общества иконы становятся предметом коллекционирования. Их начинают писать по заказам частных лиц для последующего использования в качестве дорогих подарков.
На рубеже XIX-XX веков количество иконописных мастерских в Палехе резко увеличивается. Небольшие семейные предприятия, где секреты мастерства передавались из поколения в поколение, превращаются в настоящие цеха со значительным числом наемных работников.
Для того что бы стать мастером-иконописцем палехские дети традиционно учились шесть лет. В возрасте 8-10 лет их сажали рядом с опытными наставниками, под руководством которых выполнялись рисунки кистью, начиная с отдельных деталей. Через год или два, в зависимости от способностей и усердия, определялась последующая специализация юного иконописца. Они становились доличниками – мастерами общей композиции, фигур, одеяний и пейзажа, или личниками – специалистами по написанию ликов, рук, ног и других открытых частей тела. По окончании шестилетнего обучения молодой мастер выполнял самостоятельную работу, в которой демонстрировал полученную квалификацию.
В 1902 году в Палехе открылось первая государственная иконописная учебная мастерская. Ее возглавил профессиональный художник Евгений Ипполитович Стягов, выпускник и медалист Санкт-Петербургской Академии художеств.
В мастерскую принимали детей в возрасте старше десяти лет, православных и уже обученных грамоте. Расписание занятий предусматривало восемь учебных часов занятий каждый день в течение двух лет. Кандидата на должность преподавателя иконописи для каждого класса выбирал из своей среды Палехский общегородской сход мастеров.
Богатейшее наследие древнего искусства иконописи живо и в настоящее время. Оно бережно хранится и приумножается в «Русской иконописной школе «РИШ». Ее основатель и руководитель Елена Стажук – сама носитель палехских иконописных традиций. Она родилась в семье Палехских художников и закончила Палехское художественное училище. Член Союза художников России и магистр архитектуры, она пишет иконы и принимает участие в росписи храмов с пятнадцатилетнего возраста.
Обобщив опыт многих поколений иконописцев, а также на основе собственных исследований, Елена Стажук разработала уникальную методику. Следуя ей, ученики, изначально считающие, что они совсем не умеют рисовать, шаг за шагом добиваются потрясающих результатов уже через относительно непродолжительное время. Всего 11 шагов отделяют начинающего от создания своей первой иконы.
Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Изучив иконопись в нашей школе, вы сможете написать иконы для своих детей, внуков и близких людей, что станет для них бесценным памятным подарком.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.
ИзменитьСтатистика
Поделиться