Найти тему
Лев Миникес

10 НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ. №№ 8, 9 и 10

Оглавление

Стратегическое мышление

Тут есть одна тонкость. На самом деле, #«стратегическое мышление» стоило бы называть «стратегической интуицией». Видение будущего, понимание того, каким оно может оказаться, где в этом будущем угрозы и возможности; способность вовремя эти возможности увидеть и принять меры к тому, чтобы их использовать – роль интуиции во всём этом колоссальна. Конечно, любая интуиция всегда опирается на информацию – на то же #аналитическое мышление и способность к структурированию, которые мы уже обсуждали – но одной лишь аналитики, «внутренней математики» здесь недостаточно. Любой, кто хоть раз в жизни участвовал в стратегической сессии - по какой бы методике она ни проводилась – знает, что никакой алгоритм никогда не завершится однозначным выводом типа «вот план, который мы должны реализовать, чтобы достичь светлого стратегического будущего». На выходе всегда будет букет равновероятных и равно обоснованных вариантов. И тут как раз наступает момент истины.

Так что это в большой степени - дар Божий. Вот просто есть люди, которые умеют чувствовать будущее, предвидеть его каким-то волшебным образом; и в той мере, в какой данный конкретный человек умеет это делать, он и может быть успешен, как стратег.

Управленческая честность

-2

Что означает «честность», как необходимое качество успешного менеджера? Что если вы хотите добиться максимальной эффективности от компании, которую возглавляете, - или подразделения, которым управляете, - то подчинённым нельзя врать. Не надо выворачивать душу наизнанку и всякий раз доводить до их сведения всю информацию, которой вы владеете; это не всегда полезно, а иногда - категорически вредно. Но и политикой заниматься не надо. Не надо плести интриги, скрывать истинные мотивы, манипулировать и добиваться тайных целей исподтишка. Это мешает заниматься делом, отвлекает массу ресурсов на контрпродуктивные придворные игры и ослабляет компанию, существенно снижая её эффективность.

Так что вранья нужно как самому избегать, так и в подчинённых пресекать – жёстко и бескомпромиссно.

Зададимся, однако, встречным вопросом: возможно ли это вообще, НИКОГДА не врать подчинённым? Да, возможно, если всё, чем вы управляете – это маленькая #команда, объединённая общими ценностями, взаимным доверием и удовольствием от совместной работы. Так бывает, но редко; а в больших бизнесах – даже в средних – не бывает никогда. То есть, в подавляющем большинстве реальных ситуаций вы участвуете как минимум в трёх типах взаимоотношений:

  1. отношения «в команде»;
  2. отношения с «просто сотрудниками», которые нормально делают своё дело, но к команде не относятся; и
  3. отношения с «саботажниками», которые всегда имеются в больших компаниях.

Так вот, с теми, кто не входит в «команду», не может быть идеально прозрачных, открытых, честных взаимоотношений. В той или иной степени вам обязательно придётся «включать политику»: чего-то недоговаривать; о чём-то говорить не совсем так, как если бы это был «полностью ваш» человек; короче, время от времени неизбежно будет присутствовать тот или иной элемент манипуляции.

А уж если вы столкнулись с «саботажником», - внутренним врагом, - от которого не можете избавиться незамедлительно (так тоже бывает), то вам придётся вести борьбу. Не потому, что вы этого хотите, но – когда против тебя ведут боевые действия, ты вынужден отвечать тем же. А война не может быть честной по определению. Война – это всегда ложь. Нельзя же, в самом деле, предупредить соперника на ринге о том, что ты вот сейчас будешь наносить такой-то удар с такой-то стороны! Пример подобной ситуации, из моей практики – на вот этом видео:

https://youtu.be/hjnoMhipi18

То есть, #руководитель обязательно должен УМЕТЬ быть честным. А враньё может быть инструментом, который приходится применять в конкретных ситуациях, когда нет выбора. Потому, что идеальных команд с идеальными отношениями – почти не существует. И чем больше у вас подчинённых, тем больше неидеальности. А чем больше неидеальности, тем больше «политики». Как ни прискорбно.

Как сказал один из слушателей на тренинге: «”Базово” ты – честный, но и врать нужно уметь».

***

Как же определить, есть ли у претендента на управленческую вакансию проблемы с честностью? Это качество вполне поддаётся диагностике при проведении отборочного #интервью, хотя усилий требуется несколько больше, чем на управленческое самоощущение и способность к структурированию: нужна ещё большая внимательность к собеседнику. Тем не менее, времени, отведённого для интервью, вполне достаточно.

1. Первое, что должно насторожить, это противоречия в поведении. Например, в тексте: человек говорит одно, а через некоторое время – в ответ на другой вопрос, либо перейдя к другой теме – произносит нечто прямо противоположное, и даже сам этого не замечает. Сюда же относятся несоответствия между словесным и несловесным компонентами коммуникации: человек произносит текст, содержание которого противоречит выражению его лица, интонации и т.п.

2. Плохо, если собеседник запутывается, когда вы просите его уточнить сказанное ранее. Допустим, он выразился не очень понятно или слишком абстрактно, и вы попросили пояснить его мысль; он не должен растеряться. Если за тем, что он сказал, стоит какая-то реальность, то ему легко будет эту реальность уточнить и прокомментировать, добавив деталей и подробностей.

3. Почувствовав или поняв, что ваше и его мнения расходятся, претендент не должен пытаться «выправить ситуацию»: он не должен лавировать и подстраиваться, дабы в итоге "присоединиться" к вашей точке зрения (или чтобы она хотя бы не так сильно отличалась от его собственной).

4. Сколь надолго собеседник задумывается над вашими вопросами? Как правило, вопросы, которые задаются на интервью, достаточно просты, и требуют всего лишь точного и честного ответа. Ответы на эти вопросы лежат в опыте, то есть - на поверхности. Они не закопаны ни в каком "подсознании" и не требуют «погружения в себя», длительных пауз и вспоминания чего-то из своего далёкого прошлого. Если такие паузы возникают – скорее всего, претендент пытается найти тот ответ, который ему кажется правильным, а не тот, который соответствует действительности.

5. Насколько «по существу» ваш собеседник высказывается? Произносимый им текст всегда должен иметь прямое и понятное отношение к обсуждаемой теме. Ответ должен всегда быть ответом именно на тот вопрос, который вы задали! Причём он должен быть прямым, а не уклончивым: не должно быть абстрактных рассуждений, лозунгов и прочей демагогии. Чем человек понятнее, конкретнее и ближе к реальной жизни, тем меньше сомнений в его открытости и тем проще будет с ним работать в дальнейшем.

6. Если во время интервью вы предлагаете пообсуждать какие-то «кейсы» - задачи из управленческой практики – очень важно, чтобы претендент не предлагал применять манипулятивные приёмы для решения этих задач. Если в ответ на вопрос «а как вы обычно поступаете, если…» он начинает вам рассказывать что-то про манипуляции – это должно насторожить.

7. Наконец, плохо, когда претендент проявляет нелояльность к бывшим или нынешнему работодателям. Момент тонкий. Конечно, человек может рассказать вам о том, что его не устраивало на прежних местах работы. Но это должно делаться корректно - без прямолинейного грубого оценивания, ярлыков и противопоставления себя своему руководству. Трудности могут возникать у любого менеджера в любой организации; в том числе, они могут быть связаны и с корпоративной культурой; но рассказывать о них нужно достойно и корректно. В противном случае, у вас опять-таки должны возникнуть обоснованные сомнения.

-3

Об это «спотыкаются» очень многие предприниматели. Разработка и #внедрение процедур и регламентов; формулирование целей и #постановка задач; формирование планов-графиков – и что самое главное, отслеживание их исполнения. При этом ещё надо не забывать соблюдать #функциональные рамки, #границы полномочий и ответственности внутри организационной структуры... Повседневная административная рутина, под лозунгом «всё должно работать так, как должно работать».

Для большинства знакомых мне предпринимателей это – «нож острый». То есть, всё, что угодно, только не это. Но тут уж ничего не поделаешь: #администрирование – это одна из составляющих управленческой деятельности; а грамотное администрирование - обязательное условие стабильного функционирования компании и достижения бизнесом желаемых результатов.

№1: "Управленческое самоощущение"

№2: Способность к рефлексии

№3: Адекватная мотивация

№№ 4 и 5: Энергичность и Финансовая грамотность

№№ 6 и 7: Стрессоустойчивость и Способность к структурированию