Найти в Дзене
GW-line

Самый мощный серийный, но неудачный танк ИС-4

В конце Второй мировой войны в СССР начались работы над созданием нескольких конструкций тяжелых танков. Одним из них был тяжелый танк ИС-4, руководителем этого проекта был Л.С.Троянов. Хотя предполагалось, что это будет соревнование с ИС-3, но из-за большой массы и эксплуатационных проблем ИС-4 оказался тупиком, и после серии из 258 танков его дальнейшее производство было прекращено.
Модель нового танка, обозначенного как Объект 701, начала собираться летом 1944 года, а сам прототип был изготовлен в конце предыдущего года и получил обозначение Объект 701-2. С точки зрения конструкции, у машины был стандартный корпус с прямыми броневыми пластинами спереди, а не со "щучьим носом", характерным для конструкции Котина. В литой башне предполагалось установить 100-мм пушку С-34, для привода использовался модифицированный двигатель В-2, обозначенный как В-12, мощностью 750 л.с. Передняя и боковая броня имели толщину 160 мм. Было построено два прототипа этой машины, различающиеся своим в

В конце Второй мировой войны в СССР начались работы над созданием нескольких конструкций тяжелых танков. Одним из них был тяжелый танк ИС-4, руководителем этого проекта был Л.С.Троянов. Хотя предполагалось, что это будет соревнование с ИС-3, но из-за большой массы и эксплуатационных проблем ИС-4 оказался тупиком, и после серии из 258 танков его дальнейшее производство было прекращено.

танк исполнялся в стандартном корпусе. Литая башня получала мощную 100-мм пушку, двигатель был модифицированным, передняя броня имела толщину 160 мм.
танк исполнялся в стандартном корпусе. Литая башня получала мощную 100-мм пушку, двигатель был модифицированным, передняя броня имела толщину 160 мм.

Модель нового танка, обозначенного как Объект 701, начала собираться летом 1944 года, а сам прототип был изготовлен в конце предыдущего года и получил обозначение Объект 701-2. С точки зрения конструкции, у машины был стандартный корпус с прямыми броневыми пластинами спереди, а не со "щучьим носом", характерным для конструкции Котина. В литой башне предполагалось установить 100-мм пушку С-34, для привода использовался модифицированный двигатель В-2, обозначенный как В-12, мощностью 750 л.с. Передняя и боковая броня имели толщину 160 мм.

Танк ИС-4 начали выпускать после войны. Всего было выпущено 233 машины и на этом производство ИС-4 было приостановлено в виду высоких затрат на его изготовление.
Танк ИС-4 начали выпускать после войны. Всего было выпущено 233 машины и на этом производство ИС-4 было приостановлено в виду высоких затрат на его изготовление.

Было построено два прототипа этой машины, различающиеся своим вооружением. В первом был установлен прототип 100-мм пушки, а во втором прототип 122-мм пушки С-34-1 (вместо стандартной пушки Д-25Т). Из-за большого веса машины - 55,9 тонн и проблем с вооружением после серии испытаний, проведенных в конце 1944 года, началась работа над следующим прототипом, обозначенным как Объект 701-5. Машина получила новую башню с 122-мм пушкой С-34П, состоящую из элементов орудия С-34 и ствола А-19 (122 мм). Толщина брони башни также была увеличена, в результате чего масса танка достигла 58,5 тонн. Однако испытания танка, проведенные весной 1945 года, показали, что установленное вооружение не соответствует ожиданиям, а сама машина требует многочисленных доработок. Поэтому, была начата работа над следующим прототипом, отмеченным как Объект 701-6 (для которого использовался корпус Объекта 701-5), в котором внутренняя часть была переоборудована и установлена новая, более тяжелая башня, защищенная лобовой броней толщиной 250 мм. Там была установлена стандартная 122-мм пушка Д-25Т. Изменения в конструкции привели к дальнейшему увеличению массы, на этот раз до 60 тонн.

Доработки на объекте 701-6 были выполнены удовлетворительно, в результате чего власти в 1947 году приказали построить пробную серию этих танков. Они были введены в эксплуатацию под обозначением ИС-4. К 1949 году было произведено, в общей сложности, 233 машины (включая прототипы), после чего дальнейшие работы были остановлены из-за проблем в эксплуатации, и очень высоких производственных затрат, составляющих 994 тысячи рублей на одну машину, что было почти в три раза больше, чем затраты на ИС-3.

У ИС-4 были проблемы с трансмиссией, которая не была приспособлена для такой тяжелой машины. Второй проблемой была масса танка, что затрудняло его транспортировку и эксплуатацию, в основном из-за недостаточной несущей способности мостов в СССР. Тем не менее, построенные танки были направлены в несколько боевых подразделений, которые действовали, в основном, на Дальнем востоке Советского Союза. В 1951 году было построено еще 25 танков ИС-4, обозначенных как ИС-4М, с несколько улучшенными компонентами. Некоторые старые танки позже были обновлены до такой же версии. Однако вскоре выяснилось, что танки ИС-4 - неудачные машины. Их боевая ценность, несмотря на использование толстой брони, оказалась плохой, даже по сравнению с танками ИС-8/Т-10 , с более тонкой, но лучше расположенной бронёй. Танковая техника также не работала на них, так как все тяжелые советские танки того времени использовали 122-мм пушки.

В результате эти танки были постепенно выведены из линейных подразделений. Однако это не означало их конца, поскольку многие из них использовались для обустройства стационарных огневых точек сопротивления на границе с Китаем. В этой роли танки ИС-4 использовались в течение следующих нескольких лет.

ИС-4 явился, с точки зрения практики, проблемным изделием: высокая цена, неудачная компоновка брони, трансмиссия не справлялась с огромной массой танка.
ИС-4 явился, с точки зрения практики, проблемным изделием: высокая цена, неудачная компоновка брони, трансмиссия не справлялась с огромной массой танка.

Со временем, вместе с ликвидацией этих гарнизонов, танки были сняты и утилизированы. До наших дней официально сохранились только три машины и несколько полуразрушенных экземпляров, которые все еще находятся где-то на востоке России или в Казахстане.

Спасибо за внимание.

Видео по теме: