Совершенно не хочется мыслить категориями гендерных стереотипов, но тема женщин в предпринимательстве набирает обороты, поэтому и мы решили высказаться о женщинах-франчайзи.
2020 год стал знаковым для мирового женского предпринимательства. Впервые в истории не осталось ни одного совета директоров (из индекса FTSE 350) с полностью мужским составом. Данный индекс включает 350 крупнейших по рыночной капитализации компаний из листинга Лондонской фондовой биржи. Если говорить о России, то мы занимаем 6 место в мире по количеству женщин-владельцев бизнеса. Индекс женского предпринимательства («Index of Women Entrepreneurs») «Mastercard» свидетельствует о том, что 31,9% владельцев бизнесов в нашей стране – женщины.
Почему кризис способствует развитию женского предпринимательства? Новая реальность, в которой мы оказались, вынуждает нас быстро адаптироваться, применять нестандартные ходы и проявлять креативные способы решения проблем. А согласно данным Фонда Росконгресс, доля женщин именно в секторе креативной экономики составляет более 58%.
А как обстоят дела в сфере франчайзинга? По данным Franchise Business Review, чуть более четверти франчайзи в США -– женщины. У нас в стране эти цифры пока ниже. Но есть сферы, в которых женщины-франчайзи по количественным показателям превосходят мужчин. Такие франшизы даже принято называть «женскими». Практически все каталоги франшиз предлагают ознакомиться с подобным разделом.
В разряд женских франшиз обычно включают:
- Beauty-франшизы (свадебные салоны, салоны красоты, студии макияжа, маникюра, депиляции, коррекции фигуры, солярии, парикмахерские, бутики косметики);
- Образовательные франшизы (детские образовательные центры, языковые, спортивные школы и школы искусств);
- Франшизы из сферы HoReCa (булочные, пекарни, точки по продаже мороженого, рестораны быстрого питания);
- Франшизы одежды (свадебные салоны, студии дизайнерской одежды, спортивной одежды и экипировки, магазины нижнего белья);
- Франшизы сферы услуг (шоу-проекты, сервисы по организации мероприятий, клининг центры, химчистки);
- Франшизы в сфере медицины (лаборатории, медицинские клиники).
Ежегодные выставки франшиз «BUYBRAND», по словам организаторов, привлекают примерно равное количество мужчин и женщин. Владельцами бизнеса становятся и семейные пары.
Возможно, многие женщины отдают предпочтение франчайзингу, потому что такая форма организации предпринимательства дает возможность управлять бизнесом, не проходя испытания подъема по карьерной лестнице. Пока гендерное равенство на достигнуто, женщины, к сожалению, сталкиваются с объективными сложностями в процессе карьерного роста. Этих трудностей можно избежать, открыв свое дело по франшизе.
Интересно то, что российские женщины-франчайзи моложе своих иностранных коллег (здесь и далее опираемся на исследование компании «Metro AG»). 69% всех женщин-предпринимателей не достигли 45 лет.
Россиянки успешнее других сочетают бизнес с семейной жизнью. 87% женщин, владеющих собственным бизнесом, имеют минимум 1 ребенка. Формат франшизы позволяет сочетать бизнес с воспитанием детей, потому что – при безусловной необходимости разбираться и вникать во все процессы – дает возможность организовать себе удобный график работы. Другим преимуществом франшизы является поддержка от франчайзера (готовая бизнес-модель, образовательные программы, маркетинговая поддержка).
Женщины давно доказали, что они работоспособны и конкурентоспособны. Женское предпринимательство набирает силу, и одним из удобных форматов открытия своего бизнеса является франчайзинг. В новой реальности женщины будут продолжать сталкиваться с вызовами времени, но – уже видна тенденция – будут все больше проявлять себя в мире предпринимательства и франчайзинга.