Найти тему
Vox Populi

«КОНЦЕПЦИИ ZERO WASTE ECONOMY И CIRCULAR ECONOMY КАК НИКОГДА АКТУАЛЬНЫ ДЛЯ НАС»

Отрадно видеть, что движение экоактивистов с каждым годом обретает всё больше сторонников. Не остаются в стороне и крупные международные компании, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к экологии. Они руководствуются принципами социальной ответственности, а значит, тоже активно включаются в решение острых вопросов. Один из них — переработка мусора. О своей позиции по этой насущной проблеме нам рассказал Тимур Омашев, партнер департамента консалтинга KPMG в Центральной Азии.

VOX: Опишите, пожалуйста, в целом текущую ситуацию в Казахстане по управлению твердыми бытовыми отходами.

— Процесс управления ТБО состоит из нескольких этапов: сбор в контейнеры, вывоз, сортировка и, в зависимости от типа и возможности переработки отходов, захоронение на свалках или повторная переработка.

Государство пытается развивать инфраструктуру в этой области. С 2016 года в стране действует принцип расширенных обязательств производителей, он же РОП, в рамках которого работает ТОО «Оператор РОП» (далее — «РОП»), ответственное за организацию сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов, входящих в соответствующий перечень. С годами перечень расширяется, «РОП» начинал с отходов, преимущественно связанных с автотранспортом, но сейчас в перечень входят, в числе прочего, упаковка, стеклотара, макулатура, а это и есть основные бытовые отходы. Со всей продукции из перечня собирается утилизационный сбор, за счет которого и идет финансирование инициатив оператора.

Это организация подотчетна уполномоченному органу в области охраны окружающей среды, а также ответственна за создание единой системы комплексного управления отходами и развитие мусороперерабатывающей инфраструктуры.

Я хотел бы детальнее погрузиться в каждый процесс, тогда будет понятнее, почему и какие проблемы у нас есть в сфере управления ТБО.

Всё начинается со сбора отходов. «РОП» профинансировал закуп контейнеров для раздельного сбора, но есть момент с неосознанностью и недоверием населения, поэтому многие по-прежнему не делают первичной сортировки и выкидывают все отходы вместе. Кроме того, контейнеры для раздельного сбора пока есть не во всех населенных пунктах страны.

Далее идет транспортировка отходов. Здесь хочется отметить, что, согласно международной практике, необходимо внедрять тариф на управление бытовыми отходами, в который будут входить затраты на раздельный сбор, транспортировку, сортировку, переработку и захоронение, а мы сейчас платим только за вывоз мусора. Если посмотреть новости, можно увидеть, что даже за вывоз мусора в некоторых регионах платит лишь 20% населения, что приводит к остановке деятельности мусоровывозящих компаний, а иногда и вовсе к банкротству.

После этого отходы поступают в сортировочный комплекс, где их делят на то, что можно отправить на переработку, и то, что идет на захоронение. В 2019 году власти запретили захоронение пластмассы, бумаги, стекла без предварительной сортировки, поэтому сортировочные пункты должны быть близ всех легализованных полигонов. Так как сортировка идет ручным способом, процесс достаточно трудоемкий, а ввиду отсутствия первичной сортировки отделить то, что может пойти на переработку, становится еще сложнее. «РОП» в 2020 году выделил деньги на автоматизацию трех сортировочных линий на весь Казахстан, это облегчит процесс, но чтобы покрыть всю страну, потребуется немало времени.

Последний этап — захоронение на полигоне или переработка. Количество предприятий по переработке ТБО растет с каждым годом, в основном это малый и средний бизнес. Помимо этого идет активное обсуждение по строительству мусоросжигательных заводов (waste-to-energy), которые у нас тоже приравнивают к переработке. С захоронением основная проблема — стихийные свалки, государство борется с ними, осуществляет планы ликвидации и мониторинга, но пока не налажен механизм сортировки, мусор нужно куда-то девать, поэтому они продолжают образовываться.

-2

VOX: Какие реформы планируется реализовать в нашей стране в области управления ТБО?

— Если говорить о том, что происходит на законодательном уровне, то 9 ноября 2020 года президент РК подписал закон о поправках по вопросам энергетики, транспорта и государственных наград. Поправки, в числе прочего, касаются внесения энергетической утилизации отходов (waste-to-energy) как отдельного пункта и подразумевают дальнейшее строительство мусоросжигательных заводов в Казахстане, о чем я говорил ранее.

В октябре сенаторы требовали у Мажилиса доработки части, которая касается сжигания утилизированных отходов. Одна из причин, по которой поправки не хотели принимать — законопроект не регламентировал, какие отходы могут быть подвержены сжиганию, что могло привести к сжиганию опасных веществ и непригодных для сжигания отходов и, как следствие, нанесению большого ущерба экологии.

В целом сфера управления ТБО регулируется Экологическим кодексом, а основные цели по улучшению системы ставятся, исходя из Концепции по переходу РК к «зеленой экономике», которая была утверждена в 2013 году. Согласно этой концепции, Казахстан увеличит долю перерабатываемых отходов до 40% к 2030 году и до 50% — к 2050-му.

VOX: Какой объем твердых бытовых отходов мы как страна перерабатываем сейчас?

— На сегодняшний день в Казахстане накоплено около 120 миллионов тонн твердых бытовых отходов. В среднем в год накапливается 5-6 миллионов тонн, при этом большую часть отходов размещают на полигонах без предварительной сортировки и обезвреживания.

Доля переработанного и утилизированного мусора варьируется от 13% до 15%. Ввиду отсутствия регулярной загрузки местных заводов по переработке их бывает невыгодно содержать, либо затраты на логистику нецелесообразны, поэтому часть мусора мы продаем в Россию и Китай. В Казахстане есть частные предприятия, такие как Kazakhstan Waste Recycling (выступающий как объединение перерабатывающих предприятий), которые занимаются сортировкой как бизнесом, но, думаю, и они сталкиваются с проблемами загрузки своих заводов. Для того чтобы сдать им вторсырье, необходимо прийти в пункт сбора, а это не лучший клиентский опыт, поэтому увеличить объемы сложно. «РОП» сейчас занялся оцифровкой процесса транспортировки и переработки, выпустил приложение EcoQolday для предприятий, осуществляющих сбор, переработку, транспортировку, это поможет увеличить объемы загрузки местных предприятий. Надеюсь, эта инициатива будет успешной.

Полный материал читаем здесь