В дебатах о тропах с обоих сторон выдвигаются горячие аргументы. Многие люди скажут, что тропам не место в современном кино; что они устарели и их нужно отложить в долгий ящик. Другие утверждают, что тропы не только являются основой жанров и всегда будут таковыми, но и что использование классических тропов, а также их перепридумывание - важнейший инструмент в арсенале любого сценариста.
Какую бы сторону вы ни выбрали, вот один простой факт: лучше иметь молоток в своём ящике с инструментами и никогда в нём не нуждаться, чем нуждаться в нём и не иметь его. Как и любой другой инструмент для написания, тропы можно использовать умными, приятными, неожиданными способами. Итак, давайте поговорим о том, как вы можете переизобрести классические тропы.
Что такое троп?
Определение звучит как "распространённая или чрезмерно используемая тема или устройство", поэтому даже словарь не может решить, являются ли они распространёнными или чрезмерно используемыми!
В сценариях "троп" - это любой элемент вашей истории, который повторяется во многих историях. Так что, если вы пишете детективный триллер, в котором убийца посылает насмешливые сообщения в полицию, поздравляю! Это троп.
Нужно ли использовать тропы в своих сценариях?
Самый большой аргумент в пользу того, чтобы научиться использовать тропы, доказан в приведённом выше примере. Если серийные убийцы, посылающие записки, - это троп, означает ли это, что ни в одном великом фильме больше не должно быть серийного убийцы, отправляющего послания? Неужели это закрытая дверь, в которую никто больше не постучит? Всё ли что происходит на экране тропы?
Используйте тропы с изюминкой
Проблема с таким мышлением заключается в том, что невозможно довести до конца написание сценария не используя тропы. Вы можете избежать намеренного включения тропов в свою работу, и они всё равно будут появляться сами по себе из-за нашего общего культурного фона и понимания жанров.
Один краткий взгляд на сайт TV Tropes, который собирает все возможные тропы заставит вас содрогнуться от ужаса. Вместо этого мы можем найти наиболее творческий, захватывающий и удовлетворяющий способ добраться из пункта А в пункт Б, оставив нашу аудиторию радостной.
Следующие примеры не предназначены для того, чтобы их принимали такими, какие они есть, и вставляли в ваш сценарий; если только так не случится, что они подойдут!
Цель этого упражнения - показать вам, как начать мыслить нестандартно всякий раз, когда кажется, что определённая ситуация требует определённого тропа, чтобы позже вы могли применить те же методы к любой сцене.
Фильм ужасов – Дама на высоких каблуках
Что это?
Персонаж, обычно женщина, носит высокие каблуки или другую неудобную обувь/одежду, которая мешает ей должным образом убежать от монстра. Иногда это превращается в троп со сломанным каблуком, иногда - в троп с вывихнутой лодыжкой.
В любом случае, это то, что делают сценаристы, когда просто не могут придумать другого способа, чтобы монстр догнал героя. Вы можете найти это в "Пятнице 13-е" или в пародии "Очень страшное кино".
Как изобрести троп заново
Переверните: если монстр намного быстрее героя, то вам нужно будет найти творческий способ сбить монстра с толку.
Обманите ожидания: дайте нам героиню на высоких каблуках и заставьте нас ожидать, что она неизбежно споткнётся; затем бросьте вызов нашим ожиданиям и заставьте её стойко держаться на ногах.
Улучшите это: если высокие каблуки героини являются обязательными, почему бы не использовать их более творчески? Острый каблук - лучшее оружие, чем вы думаете, его можно использовать для разбивания окон или зеркал или бросить, чтобы на время отвлечь внимание.
Драма – Сломанный пьедестал / Падший идол
Что это?
Популярный во многих жанрах, этот троп часто встречается в фильмах о супергероях и постоянный гость в драматическом жанре.
Мнение героя о ком-то, на кого он когда-то равнялся, радикально меняется либо в результате встречи с этим человеком, либо в результате действий этого человека, либо в результате откровений, связанных с ним.
Троп показывает, что кто-то, когда-то поставленный на пьедестал, был просто ущербным с самого начала. Отличное сочетание драмы и фильмов о супергероях, демонстрирующих этот троп, - это "Хэнкок".
Как изобрести троп заново
Переверните: главный герой встречает кого-то, кем он восхищается, и этот человек разочаровывается в своих ожиданиях от главного героя.
Обманите ожидание: уважение персонажа к своему герою растёт только после того, как он обнаруживает, что он тоже нормальный человек, который совершает ошибки и имеет проблемы, как и все остальные.
Улучшите: персонаж узнаёт о тёмном прошлом своего героя и вместо того, чтобы разочаровываться, отправится в путешествие принятия и лучшего понимания мира.
Научная Фантастика – инопланетяне приближаются
Что это?
Истории об инопланетном вторжении - это хлеб с маслом в мире фантастики, настолько, что маловероятно, что вы не видели хотя бы нескольких из них. Одна из старейших историй научной фантастики состоит в том, что существа с далёких планет приходят, чтобы завоевать нашу. "Грань будущего" - отличный пример.
Как изобрести троп заново
Переверните: нет никаких причин, по которым люди не могут первыми отправиться в глубокий космос, готовые завоевать чужую планету независимо от её обитателей. Мы всё ещё делаем это на нашей собственной планете, особенно когда видим ресурсы, которые можно получить.
Обманите ожидания: инопланетяне прибывают, готовые вторгнуться. Вместо этого, осознав, что мы разумны (как бы спорно это ни было), начинается дипломатия. Бонусные баллы за то, если они реагируют так, чтобы удивить аудиторию, и тем более, если это заимствовано из реальных исторических дипломатических встреч.
Улучшите: прибывающих инопланетян можно использовать в качестве фона для рассказа любой истории, в том числе об иммиграции, колонизации и маргинализации. Использование этого тропа, чтобы сказать что-то острое о том, как мир относится к инаковости, было бы отличным.
Экшн – Уход от взрыва
Что это?
Часто сценаристы и режиссёры не чувствуют, что достаточно что-то взорвать. Им нужно усиление фактора крутости главного героя, когда они неторопливо прогуливаются вдали от смертельного взрыва позади них, - это распространённый троп.
Как изобрести троп заново
Переверните: если вам нужен фактор крутости вашего главного героя на фоне пылающего ада, почему бы вместо этого не установить бомбу на движущуюся цель? Большой круизный лайнер был бы отличным примером. Таким образом, именно они стоят на месте, когда эпицентр взрыва удаляется от них всё дальше.
Обманите ожидание: мы все ожидаем, что главный герой уйдёт невредимым, поэтому самый непосредственный способ обмануть ожидания - ранить персонажа. Бонусные баллы, если это настоящие, длительные травмы, которые влияют на остальную часть сценария. Ещё лучше, если они вызваны высокомерием вашего главного героя и станут неотъемлемой частью его характера.
Улучшите: если вы собираетесь использовать классический троп, сделайте так, чтобы он работал для вас особенно полезно. Используйте взрыв как средство передвижения, средство раскрытия важных элементов сюжета или средство раскрытия элементов, которые предвещают более поздние события.
Убедитесь, что это приносит столько же вреда, сколько и пользы, и заставьте вашего главного героя пройти свой путь, пытаясь справиться с последствиями.
Комедия – Обмен Телами
Что это?
Не слишком распространенный, но очень запоминающийся троп комедийных фильмов - это обмен телами. Два персонажа, благодаря какой-то магии или псевдонауке, в конечном итоге попадают в тело друг друга на какое-то время, за этим следует много веселья и самопознания.
Это сложно, когда дело доходит до создания диалога, потому что вы должны правдоподобно написать персонажа, которого аудитория может узнать по его "голосу", даже если они выглядят совершенно по-другому.
Почти каждый старый телесериал хотя бы раз затронул бы этот троп. Или, как в случае с "Баффи: Истребительницей вампиров", дважды.
Как заново изобрести троп
Переверните: хотя это правда, что трудно поменять роли в истории с обменом телами, есть ещё другие способы изменить повествование к удивлению аудитории. Традиционно это был бы обмен 1 к 1, где персонаж А обитает в теле персонажа В и наоборот. Так как насчёт того, чтобы поменять всю семью телами или поменять весь город хаотичным способом?
Обманите ожидание: аудитория очень хорошо знает моменты, ведущие к обмену телами. Неудачный научный эксперимент, утро после, шокирующее откровение. Они ожидают обмена. Представьте себе их удивление, если это не сработает, а вместо этого было обмену подверглось что-то совершенно другое? Чужие навязчивые идеи, эмоции, пристрастия, навыки. Это может быть что угодно!
Улучшите: используйте обмен телами в качестве острого инструмента, чтобы сказать что-то о выборе и привилегиях. Что произойдёт, если один из участников окажется в коме, и обоим придётся научиться разделять время в одном теле? Какие будут последствия для близких людей?
Как вы можете видеть, эти примеры могут продолжаться и продолжаться в каждом когда-либо виденном тропе. Если вы застряли, запишите список того, как вы можете по-другому использовать предметы, персонажей или обстановку, чтобы сказать что-то глубоко личное вам, а также темы и сообщения в вашем сценарии.
Научитесь этому, и вскоре ваша единственная забота будет заключаться в том, как защитить ваши творческие идеи сценария.
Вы изобретаете заново тропы в своём сценарии? Расскажите нам в комментариях!
by Alex Woodroe
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.
Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 4 октября 2021)
3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям
Курс подойдёт:
- начинающим авторам
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже