Рассуждая о сражениях Второй Мировой войны можно сделать закономерный вывод, о том что обстановка на линии фронта, может кардинально поменяться всего лишь за один день.
К примеру, если 31 июля 44-го года, наши части второй ТА генерала Радзиевского, вели наступление параллельно реке Висле семимильными шагами, то к 1 августа им пришлось переходить к круговой обороне, угроза уничтожения и окружения была максимальная!
И виноват в этом расчётливый ответный удар пяти немецких ТД, три их которых были СС.
Но нужно отметить, что в обороне наши ТБ, показали себя с хорошей стороны, поскольку были обеспечены всем необходимым, подвоз топлива и снарядов, осуществлялся должным образом, не так как летом 1941 года.
Тем самым наши танковые соединением, могли выдерживать атаки полностью укомплектованных немецких ТД, в составе которых было большое количество танков «Пантера», «Тигры» тоже имелись, но их было мало.
Но не всё шло гладко, война – есть война! Силы 2-й танковой армии оказались растянутыми, тяжко пришлось и частям восьмого танкового корпуса. Задача была ясна, любой ценой удержать немецкое контрнаступление, до прибытия 16-го танкового корпуса.
К второму августа ситуация стремительно ухудшалась, немецкие части пятой ТД СС, 3-й танковой дивизии СС, при поддержке боеспособной дивизии СС “Герман Геринг” молниеносно пошли в атаку под Радзимином, атаковали группами до 15 боевых машин, город был захвачен к вечеру.
Советские танкисты 8-го ТК атаковали неприятеля на протяжении всего светового дня, но выбить так и не смогли. Тяжело в тот день пришлось и 3-му танковому корпусу, немецкие силы пробили брешь в обороне, и сумели отсечь, от позиций 8-го и подошедшего на помощь16-го корпуса.
Положение становилось опасным и место боёв, Советское командование дало добро на переброску резервов в виде 41-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады. Так-же вскоре подошли и силы 86- Гвардейского мотополка. Но несмотря на это, основную силу удара на себе продолжал держать именно 3-й танковый корпус. Но к утру пятого августа, пришлось отступать с боем в восточном направлении. Немцы же, так же практически израсходовали все силы на данную операцию, но добить даже один наш корпус, были уже не в состоянии. В итоге 7-го августа атака захлебнулась.
Третий танковый корпус сумел сохранить после тяжелейших боёв, сорок четыре средних танка Т-34, а также двенадцать самоходных артиллерийский установок. После этого корпус был заслуженно переброшен в тыл, для пополнения и восстановления. За время боёв с 1 - 8 августа 1944 года, корпус потерял девяносто один танк Т-34, один тяжёлый танк ИС-2, а так-же девять танков “Шерман”.
Противник же за свою дерзкую атаку заплатил гораздо большую цену в 273 танка и САУ.
Данный контрудар для немцев нёс неоднозначные последствия.
Положительным для них было то, что они остановили наше наступление практически до конца года, отрицательным, же то что израсходовали все резервы, для каких либо значительных манёвров на данном участке фронта, выход был один занять стратегическую оборону.