Жил был Олежка. В 2009 году заключил втихую от Машки договор об ипотеки. Сидел потом молчал, слово доброе вымолвить не смел. Думал, тайна эта долго будет храниться в сундуках. Да не тут то было.
Задолжал Олежка кредиторам и заложил в крупном банке по кредитным обязательствам свой дом. Вот тут то и всплыл договорчик коварненький.
Машенька, умница да красавица, не долго думала, в суд отправилась, дабы признать договор об ипотеки недействительным со всеми вытекающими последствиями.
Истица сослалась на следующие факты:
- "о договоре не знала,
- подпись у нотариуса не моя,
- согласия не давала".
Все это подтвердилось в суде почерковедческой экспертизой и иными материалами.
Судья встал на сторону Машеньки и вынес решения, обосновав его статьей 35 Семейного кодекса.
Мол для договора об ипотеки требуется нотариально оформленное согласие одного из супругов , а следовательно сделка недействительна.
Олежка, Олежка как ты мог распорядиться общим имуществом без согласия жены? Эх балда...
Олежке решение не понравилось, он отправился его обжаловать:
- Верховный суд Дагестана решение отменил: мол банк и понятия не имел, что подпись ненастоящая, а значит нет у Машеньки доводов для отмены сделок.
- Машенька обратилась в Пятый кассационный суд: он поддержал позицию апелляционной инстанции.
Дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации.
И вот их "вердикт государственный"
Статья 35 СК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, действительно требовала получения нотариального согласия.
Однако такого условия, как необходимость доказывания, что другая сторона в сделке, требующей нотариального удостоверения, совершенной одним из супругов без нотариального согласия другого супруга, знала или должна была знать об отсутствии такого согласия, положения пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации не предусматривают. Оно презюмируется.
Следовательно, апелляционная и кассационная инстанция нарушили нормы материального права. Их решения необходимо отменить, а само дело направить на новое рассмотрение. ( источник- https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2005640)
Из этого можно сделать вывод, что недопустимо в семейной жизни заключать договор об ипотеке втихую. Такие сделки в последствии можно признать недействительными!
Вот так вот Олежка и оплошался, ибо ипотека - дело семейное. А нашей сказочке конец, кто слушал, молодец!!
PS ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе в мире юриспруденции.