Перебирая архивные снимки, наткнулся на снимки где я был "военным, красивым, здоровенным". С тех пор прошло более 20 ти лет, многое уже позабылось. Дабы не забыть всё окончательно, хочется написать пост.
Все фотографии сделаны на какую-то дешманскую плёночную мыльницу, затем были оцифрованы на сканере с устройством для сканирования пленок. Качество - так себе. Самое печальное что много плёнок было попросту утеряно.
Попробовал немного в фоторедакторе вытянуть цвета и свет, и вот что из этого получилось:
Несмотря на все трудности 90-х мы закончили учебное заведение под названием Школа Техников Краснознаменного Северного Флота. Обучались с июня 1996 по июнь 1998 года. И готовы были отправиться к дальнейшему прохождению службы на кораблях и подводных лодках страны.
Как и многие из нашего выпуска я попал служить на подводную лодку (аналогичную АПЛ "Курск", про неё я поведаю вконце статьи). Военный городок, куда я приехал, называется Заозерск (Западная лица) который находится в Мурманской области. Городок был закрытым, въехать в него можно было только по прописке или спецпропуску.
Приехав в город Заозерск нашим глазам предстало печальное зрелище: выбитые окна в домов. Перед нашим приездом был взрыв на складе вооружения и взрывной волной повыбивало стёкла в городке. Холодно, местами на сопках снег лежит. Зрелище было довольно таки мрачное.
По началу устроились жить в общагу, но со временем освоились в городке и стали потихоньку обзаводиться квартирами. Чего-чего а свободного и к тому же "условно-бесплатного" жилья со всеми удобствами тут было много. Просто находишь квартиру в которой никто не живет, нет мебели и прочих вещей которые бы указывали на то что помещение обжитое. Ставишь свой замок и спокойно живешь. А если вдруг мало ли кто выгонит то жилья свободного - навалом. За два года сменил три квартиры.
Должности, под мою специальность не нашлось, поэтому меня назначили "Техником-дозиметристом химической службы" и до кучи старшиной третьего отсека.
В городке приходилось бывать меньше времени чем на службе. Начались будни молодого мичмана. Сразу всех молодых мичманов взяли в оборот и стали ставить в наряды по разным местам (камбуз, кпп, казарма и прочие).
В наряды по кораблю нас еще не допускали. Пока не сдашь зачеты по устройству корабля. Я долго изучал всё что мне положено знать по штату. И сдал наверное только через год. Потому как на корабль, нести вахту, не допускают потому что не знаешь корабля, а узнать корабль можно полноценно как ни странно на самом корабле. А тебя туда пускают только на выход в море. В остальное время ты в нарядах по береговым сооружениям. Либо отсыпаешься после них.
Еще один запоминающийся момент: Это кунги! Центральная площадь городка. Стоит много человек военных, ждут приезда кунгов (что-то типа автобуса на базе Камаза или Урала). Человек на площади много, а кунгов подъезжает два или три. Машина не успевает остановиться а на ручке двери уже висит военный, открывая дверь и занимая лучшие места. В данное транспортное средство люди набивались так, что порой фуражку приходилось в зубах держать, чтоб не потерять.
И конечно же на всех транспорта не хватало. Кто не залез в машину - тому пешком по дороге и по сопкам (личного транспорта тогда было мало). Это было похоже на состязание в ловкости и быстроте.
Была даже шутка:
- Какие погоны круче всего?
- Капитан-лейтенантские! Звёздочек много и нога с плеча не соскальзывает.
Нелегка служба у молодого мичмана, но это ни в какое не идет сравнение с тяжестью службы молодого лейтенанта. Вот им то все шишки и доставались от командования.
Вот так потихоньку я и втянулся в службу. Если корабль не в море, то значит я в наряде по чему-нибудь. В море пожалуй даже лучше находиться чем на берегу - там хотя бы с пропитанием не было проблем. Кто то скажет - так ведь паёк же давали! Да, давали, но это было трудно назвать пайком. Ни мяса, ни рыбы, ни консервов на складе в конце 98 года не было, предлагали эти позиции заменять сечкой - вот её то как раз было в избытке.
Я как то однажды варил сечку на воде (даже соли в квартире не было) - редкостная гадость получилась. С тех пор сечку не ем ни в каком виде. Пришлось отказаться от пайка и питаться на береговом камбузе, чтоб с голодухи не опухнуть. Иногда приходилось ходить в гости к своим бывшим сокурсникам по ШТ, чтоб чего-нибудь поесть.
На момент прибытия на службу мне шел 21й год, по сути дела еще пацан - пацаном. И как писал в своей книге "Расстрелять" Александр Покровский:
Службу на флоте нельзя воспринимать всерьез, иначе спятишь. И начальника нельзя воспринимать всерьез. И орет он на тебя не потому, что орет, а потому что начальник - ему по штату положено. Не может он по другому. Он орет, а ты стоишь и думаешь:
- Вот летела корова... и, пролетая над тобой, любимый ты мой, наделала та корова тебе прямо... - и тут главное, во время процесса, не улыбнуться, а то начальника кондратий хватит, в горле поперхнет, и умрет он, и дадут тебе другого начальника.
Но лучше всего во время разноса не думать ни о чем, отключаться: только он прорвался к твоему телу, а ты - хлоп, и вырубился. А еще можно мечтать: стоишь... и мечтаешь...
Вот и я особо в серьез всё происходящее не воспринимал. Всякие вещи типа невыплаты денежного довольствия сейчас почти не вспоминаются, все плохие моменты уже давным давно забыты. Осталась ностальгия по молодым и весёлым временам.
Летом 1998 года был мой первый выход в море. Где меня посвятили в подводники. Нужно было выпить плафон с морской водой. Говорили что после морской воды у многих "прошибает дно" и выстраивается очередь в туалет. Для меня этот эксперимент с забортной водичкой прошел бесследно.
Так же 1998 год запомнился дефолтом. Занял в начале августа 100 баксов (люди тогда предпочитали в валюте хранить сбережения) по курсу 6 рублей за доллар. Денежное довольствие в месяц было у меня тогда около 2000 рублей. А когда в октябре-ноябре я получил свои первые деньги (уходили в отпуск) то эти 100 баксов пришлось уже отдавать по курсу 18 рублей за доллар.
Я был "химиком", а химиков на флоте считают бездельниками, что в общем то недалеко от правды, но случись авария реактора или проблемы с воздухом тут бы мы и пригодились. Вся химическая служба на корабле состоит из четырех человек: Начхим, старший инструктор и два техника.
В 1999м году мне довелось попасть в автономное плавание по северной Атлантике. Длилось оно 75 дней не всплывая на поверхность воды. Уходили в море зимой а когда пришли уже была весна. Мне, как холостому парню, это далось вполне себе легко. Я знал что на берегу меня никто не будет встречать, поэтому прошло это время вполне себе просто.
Все эти дни превратились в сплошной "день сурка": поспал, поел, отслужил свои 4 часа на боевом посту и снова всё по кругу, и так два с половиной месяца.
Когда подводная лодка находится на глубине то по внутренним ощущениям это не отличимо от того что лодка просто стоит на месте у пирса в базе. Чувствуются лишь всплытия и погружения, когда у лодки дифферент на корму или на нос.
Находясь в автономке я встретил день рождения. Корабельный кок испёк для меня пирог и командир лодки мне торжественно вручил его в центральном посту. Мой командир сейчас "большой человек", с большими звёздами на погонах.
Когда автономка подошла к концу и корабль всплыл для перехода в базу то в Баренцевом море было не спокойно, штормило. Корабль мощно так качало на волнах. За 75 дней люди совершенно отвыкли от "болтанки".
Первое что мне запомнилось после всплытия, когда лодку провентилировали свежим воздухом, это запах. Воздух пах озоном, прямо таки закружилась голова от свежего воздуха.
По приходу в базу экипаж, кто не занят был на боевых постах, вышел на пирс, для торжественного построения. К сожалению мне не довелось выйти вместе со всеми, ибо мне пришлось остаться на боевом посту. Жареного поросенка я тоже не попробовал. Вообще не понятно кто его пробует, на 120 человек этих поросят надо как минимум десять штук, и то пожалуй мало будет.
После завершения автономного плавания началась процедура передачи корабля в руки "основного экипажа" (мы являлись сменным). Лодку сдали и отправились в отпуск. Мне как молодому насчитали 109 (кажется) дней, или даже больше, но точно больше ста. Нам выплатили все причитающиеся нам деньги. На момент 1999 года это была солидная сумма, которой я конечно же распорядился самым бестолковым образом. Что поделаешь - молодо, зелено, глупо... Мой отпуск прошел примерно так:
Вернувшись с отпуска, я продолжил службу. Еще один раз мы выходили в море, на какие то учебные стрельбы. Не более чем на неделю.
А затем я накосячил (попался пьяным во вне служебное время патрулю), те меня доставили в комендатуру, после чего последовал "родительский день" на ковре у командующего базой. На котором не стали разбираться кто хочет служить а кто не хочет - в запас отправили всех залётчиков. Спустя несколько месяцев моя служба скоропостижно закончилась.
Возможно, можно было что-то сделать для того чтобы меня не уволили, но постоянные невыплаты денежного довольствия ничуть не вдохновляли меня на борьбу за продолжение карьеры военнослужащего.
И в начале 2000 года я стал гражданским человеком. А планировал служить до пенсии, у подводников она в 35 лет. В 35 лет я таки стал пенсионером, но не военным, а инвалидным. Вдруг кому интересно моя история инвалидности.
Жалею ли я о том что ушел? Первое время жалел, но жизнь не стоит на месте, нашел новую любимую работу, завел семью. Почти двадцать лет работаю мастером по ремонту компьютеров и прочей электроники. И несмотря на инвалидность - живу полной жизнью.
В завершении статьи хочется вспомнить о моих сокурсниках по ШТ и назвать их по именам. Им предстоял трагический день 12 августа 2000 года, на борту печально известной АПЛ "Курск"...
Мичман Баланов Алексей Геннадьевич — старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово
Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич — техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола
Мичман Грязных Сергей Викторович — техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск
Мичман Самоваров Яков Валерьевич — начальник секретной части, 1977 г.р., Архангельская обл., п. Луковецкий
Вечная память вам парни!
Я служил два года с этими ребятами и грех не упомянуть этих ребят.
P.S. Еще одна печаль - в 2002м году Северодвинская Школа Техников Северного флота была закрыта и переведена под Санкт-Петербург, в военный городок недалеко от Зеленогорска.