Здравствуйте. На встречах с писателями один из самых распространенных вопросов от собратьев по перу: «Когда вы пишете?» Для многих вопрос не просто актуальный – больной! Времени катастрофически не хватает. Я так не считаю. «О, – скажете вы, – снова он будет говорить о режиме дня». Не буду.
Я сам не соблюдаю режим, чего же о нем говорить-то? Конечно, приемы тайм-менеджмента использовать можно. Они, например, помогают выработать привычку творить в определенное время. Но это, на мой взгляд, хорошо для тех, кто только начинает пробовать себя в каком-то деле. Почему? Потому что задача писателя – писать, а вырабатывать привычку – другая задача. Накладывание сложных задач друг на друга может привести к тому, что не получится ни то, ни другое.
И о вдохновении тоже не буду говорить. Вы замечали, что в «припадке» вдохновения время само как-то находится?
Однако у меня есть чем поделиться на эту тему, возможно, кому-то мои приемы пригодятся.
I. ПИСАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРОДУКТИВНОЕ ВРЕМЯ
Продуктивность и продуктивное время у каждого свое. Многие писатели имеют семьи, работают в других сферах деятельности – когда же они умудряются писать? Начну с понятия «продуктивность».
► Для меня писательская продуктивность – всего лишь текст определенного объема (количество знаков с пробелами), созданный за определенное время. Неважно, под влиянием вдохновения он создан или нет, главное, что текст нравится самому писателю. После написания наступает чувство удовлетворенности от проделанной работы.
► Соответственно, и время, которое на это тратится, можно назвать продуктивным.
► А время, в которое мы занимаемся другими делами, именно в нашем случае назовем непродуктивным. То есть непродуктивное время – любая другая деятельность, не имеющая отношения к писательству.
Писатель должен четко понимать, какие часы для него самые продуктивные. Тайм-менеджмент учит записывать свои дела чуть ли не поминутно. Это не для меня. Но мне очень хотелось знать, почему я в одни часы могу писать, а в другие способен лишь на пару строк, хотя желание творить есть. Как многие, я сетовал на отсутствие вдохновения, на предательство Муз и прочее.
II. КАК ВЫЧИСЛИТЬ СВОЕ ПРОДУКТИВНОЕ ВРЕМЯ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНО
На мое счастье однажды я услышал совет и решил попробовать.
Суть такова: в течение месяца каждый день надо было отмечать в файле или в блокноте время писательской работы, распределив само время на 3 вида:
1. Продуктивное (я пишу)
2. Полупродуктивное (я думаю. Думаем-то мы всегда, но тут речь о том времени, когда в голове крутится что-то, о чем мы собираемся писать).
3. Свободное, о котором скажу чуть ниже.
Еще я уже по собственному желанию добавлял объем и жанр (или вид) работы. Записывал все это примерно, хаотично, хватило меня на две недели.
Что же в итоге?
► В итоге я точно знаю, какое время для меня продуктивно. Я точно знаю, что, если мне ничего не помешает, я сяду в это время писать и что-то да напишу обязательно. И вдохновение тут ни при чем. Да, когда нужно, я могу собраться и писать, к примеру, по ночам, но особо это не радует.
Конечно, не каждый день так получается, бывают всякие сдвиги, но основу я для себя определил.
► Зачем отмечать полупродуктивное время, если оно «подготавливает» к писательству? Мне это помогло увеличить продуктивное время минут на 20-30. Думаю, думаю, сажусь за комп, начинаю записывать мысли и незаметно перехожу к работе.
► Зачем отмечать свободное время? А вот тут вообще интересно. Его у работающего человека не так-то много, но его можно превратить в полу- и продуктивное время. Например, я давно уже пью утренний кофе исключительно за компом: редактирую, корректирую, ищу материалы и прочее.
► Кроме того, записи за месяц позволят определить самый продуктивный день. Для меня это среда и суббота. А если вас хватит на год – то и самый продуктивный месяц. Меня не хватило, но я знаю, что зимой пишу намного больше.
► Запись видов работы и объема дала мне понять, сколько времени я трачу на рассказ, на статью и т.д., на редактирование и корректирование, на поиск информации, подготовку материалов и прочее. Объем показал саму продуктивность. Я знаю, сколько я способен написать хорошего текста за определенное время.
В чем главная фишка? Еще раз подчеркну: продуктивность не равна вдохновению. Вдохновение – вещь капризная, а продуктивность зависит только от состояния человека. Он всегда будет продуктивен в свои часы, если ему ничего не мешает заниматься работой.
Немного о непродуктивном времени
Его тоже можно превратить хотя бы отчасти в полупродуктивное. Мыть посуду, к примеру, и думать о будущем тексте. Стоя в очереди, в пробке и т.д., побродить по сети, пообщаться, поискать материал.
Обязательно нужен отдых, восстановление энергии. Иногда, особенно в выходные, приходится жертвовать продуктивным временем.
Как видите, продуктивное время не подчиняется режиму. Просто оно есть – лично ваше. Хорошо вот его знать и не загонять себя напрасными попытками писать тогда, когда это невозможно.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
литература писательство писательское мастерство как написать книгу