Найти тему
Katerina FVA

В поисках образа...Школьник в русской живописи.

Как бы грустно не было расставаться с августом, в сентябре по нему некогда скучать. Особенно тем, кто так или иначе связан со школой: будь то мобилизованный учитель, одетый в новое ученик или отныне озадаченный родитель - мы все садимся на неумолимую школьную карусель. В поисках оригинальной открытки для поздравления с 1 сентября я отправилась в интернет, чтобы найти что-то живописное. Видимо, сказалась врожденная любовь к живописи. Цель найти красивую открытку оказалась пустяковой по сравнению с интересом, который возник по ходу знакомства с художественными работами о школе. Предлагаю для рассмотрения самые любопытные на мой взгляд: в фокусе образ ученика, каким его запечатлил художник. Первые три картины изображают дореволюционную Россию с ее первыми сельскими школами.

№ 1 - это работа Владимира Маковского "В сельской школе" 1883 года. На ней изображены крестьянские мальчишки и девчонки за общим столом. Они искренне увлечены учёбой. В деревянной избе есть красный угол и две учительницы, которые с благоговением помогают детям. Последние искренне откликаются на это доброе наставничество и очень стараются, что легко заметить по позам и сосредоточенным лицам. Школа для них праздник, куда они идут чистые и нарядные, отвлекаясь от обязанностей по хозяйству и на полях, а полученные знания замочная скважина в другой мир. Что сулит им знакомство с этим миром? Возможно, об этом задумалась одна девочка за столом. Она сидит отрешенно с просиявшим лицом, устремившись своим внутренним взглядом в какую-то непостижимую даль.

-2

№ 2 Рассмотрим картину Богданова-Бельского ""Ученицы" 1901 года. Это одна из его многочисленных работ, посвященных сельским школам. Мой выбор пал на эту, потому что она позволяет внимательнее разглядеть лица крестьянских девочек и попробовать заглянуть в их внутренний мир. С натруженными руками, но в лучших вещах, с крестиком на груди и платочком на голове они сидят с книгами на скамейке и, видимо, ждут урока. Одна из них сидит отрешенно, а другая с искренним упоением читает книгу. С особым трепетом написана девочка, которая задумалась. У нее красивое лицо, чистый взгляд. Она размышляет о чем-то важном и высоком. Ее образ как будто отсылает нас к девочке за столом у Маковского. Угадыватся, что она неглупа, смиренна и скромна. Лицо ее одухотворено, можно предположить, что в ее душе зреет что-то непостижимо важное, какая-то значительная перемена или мудрая мысль. Этот образ и картина завораживают какой-то непостижимой прелестью.

-3

№ 3. Теперь посмотрим на мальчишек. Картина "Устный счет" того же художника написана в 1896 году. На ней изображены крестьянские мальчики разного возраста, которым пожилой учитель задал пример у доски. Мальчишки усердно думают, видно, что пример непростой, он всех захватил: кто-то потирает подбородок, кто-то чешет затылок, еще один ученик что-то шепчет учителю, а кто-то замер в раздумьях. Мальчишка на переднем плане одет хуже всех, он прост и по-детски непосредственен, но он, кажется, догадался первым и вот-вот огласит осенившую его мысль. Картина поражает атмосферой единства и дружбы учителя и учеников. Обескураживает живость и увлеченность молодых ребят, их открытость к знанием, желание учиться. Кажется, что этот опыт изменит их будущее, и они спешат воспользоваться этой возможностью.

Следующие три картины относятся к советской эпохе, где школа становится воплощением идеалогической мысли, все ее чаяная и стремления культивируются здесь в подрастающем поколении.

-4

№ 4. Агитационных работ со счастливыми пионерами, плакатами и портретами Ленина и Горького очень много. Все они выполнены в стиле соцреализма в основном виде открыток - идеология не пощадила и личных взглядов художников. Я не стану их тут приводить, они все очень похожи, а хочу остановиться на картине Александра Дейнеки "Пионер" 1934 года. Она вырвана из школьного контекста, но очень контрастно обозначает границу смены эпох: мы видим не только другой стиль, но и изменившийся образ мальчика-ученика, который теперь стал пионером.

Крепкий, физически развитый, коротко стриженный и почти раздетый он торжественно знаменует перерождение русского ученика и народа. Он уверен и тверд, в его лице как будто застыли убеждение и решительность. Теперь он точно знает как устроен мир, как нужно жить и какая цена у справедливости. Осталось только действовать. Для этого ему понадобятся знания, воля, ракурс на покорение вершин и технический прогресс. Он изображен на деревянной скамейке, перед которой лежит книга, и смотрит на горные вершины и пролетающие самолёты. При этом художник изображает его сидящим на вершине пьедестала, как будто хочет наделить его образ символическим смыслом, сравнивая пионера с монументом или столбом заложенным в основание социализма.

-5

№5 Волков "Первое сентября " 1951 года. На ней изображен школьница в послевоенное время. Она собирается на праздник 1го сентября. Физически крепкая девочка уверенно стоит перед зеркалом и с серьёзным лицом завязывает галстук. Она в школьной форме, гольфах и с белым бантом. В ее комнате нет кукол и игрушек, зато здесь много книг, бюст и портрет Сталина. В лице её также как и на холсте Дейнеки нет детскости и наивности, дух времени сделал его серьёзным, взрослым и смелым. Школьница подчеркнуто самостоятельна, ей никто не помогает налицо гражданская ответственность, вера в успех и светлое будущее.

-6

№ 6. Картина Александра Коробова "Первоклассник 1948 года" написана в 1950 году. Несмотря на то, что она ровестница "Первого сентября" Волкова она разительно от неё отличается. Здесь нет намека на пропаганду, тема картины: дети войны. Не зря в названии указывается год - мальчик, который идёт в школу, родился 1941 году. В первый класс его провожают бабушка и мама. Мужчин в семье не осталось. Картина наполнена светлой грустью: на столе цветы, на мальчике нарядная одежда, у дверей с нетерпением ждут маленькие друзья. Но привставшая из-за стола бабушка, застыла с какой-то глубокой мыслью на лице. Возможно, она вспомнила день его рождения и первые шаги в страшные годы войны, когда жизнь висела на волоске. Мама сидит на стуле и заботливо застегивает будущему школьнику пуговицу. Ей как будто хочется на мгновение остановить время. Она спокойно смотрит на него, она им гордится, но в ее лице читается сожаление. Вероятно, в этот момент она вспоминает о его отце, и жалеет, что он не видит как их замечательный сын вырос и идёт в школу. По обстановке в доме мы можем судить, что родные старались скрасить украденное войной детство и растили его в любви. Лицо первоклассника обращено к матери и, можно предположить, что, почувствовав её печаль, он обещает ей хорошо учиться. Комната на картине сияет чистотой, уютная и нарядная она как будто провозглашает благополучие, любовь и мир, отвоеванные высокой ценой. Здесь нарядная скатерть и обои, большие часы на стене, комнатные растения, на стуле сидит кошка, а на полу оставлена любимая игрушка, вместо которой мальчик взял портфель. Картина оставляет глубокое впечатление: от торжества победы в лице первоклассника, который как зелёный росток, пробившийся сквозь грубый асфальт, вырос в войну и идёт на свой первый школьный праздник, оно переходит в горечь от осознания того, как обезобразила война драгоценные годы детства и сколько ребят не услышали первого звонка.

-7

№ 7 Последней хотелось бы рассмотреть картину Федора Решетникова "Опять двойка". Была ли она заказной не знаю, но эмоции и образы героев написаны очень искренними и непосредственными. Если агитация и присутствует, то в интерпретации художника. На картине мы видим мальчишку, который вернулся из школы с плохой оценкой. У него расстроенное лицо, он отвернулся от укоризненных взглядов его домочадцев, которые не согласны с очередной двойкой. Почти с отчаянием на него смотрит мать, как будто об эту новость разбились все надежды, ее лицо выражает крайнюю обеспокоенность за будущее сына. Испепеляющим взглядом смотрит собранная и строгая старшая сестра в советской форме и красном галстуке, олицетворяя собой идеалы и требования эпохи. Посмеевается над старшим братом даже младший озорной братишка на велосипеде. Только собака встречает мальчишку с радостью, поставив на него передние лапы, словно чувствует его печаль и хочет поддержать. Собаке нет дела до оценок, идеалогических установок, она знает толк в простых жизненных радостях, видимо, как и её большой друг, у которого из портфеля предательски торчат коньки. Возможно ему не хватило этой детской беззаботности в годы военной детства, но и после войны расслабляться было нельзя. Наверное, это самая живая и реалистичная картина ушедший советской эпохи. Неудивительно, что она очень известна и интерес к ней не угасает до сих пор.

На этом мой небольшой исследовательский опыт, который оказался очень увлекательным, завершается, оставляя много вопросов. Благодаря мастерству художников мы увидели, как под воздействием грандиозных изменений в обществе и в мире на протяжении столетия менялся образ школьника. В советской живописи мы больше не находим кротких девочек с просиявшими ангельскими лицами, по-детски наивных и непосредственных мальчишек. Вместо них на картинах стоят дети со взрослыми глазами, смелые и ответственные пионеры, пережившие войну и старающиеся, не всегда успешно (в чем нас убеждает работа Решетникова), соответствовать идеалам своего времени. Но самое интересное, что я не нашла ни одной картины, изображающей постсоветского школьника 90х или современного школьника. Возможно, всему виной развитие фотографирования. Но даже самая талантливая фотография не может так гениально отразить тонкости эпохи, как это может сделать хорошая работа художника. В чем же дело? Может ли современный художник уловить дух времени в лицах наших детей или сейчас перед ним стоят другие задачи? Возможно ли, что это связано с тем, о чем говорила Мария Шукшина на своём награждении? И кто по-вашему пришёл на смену отважному пионеру?

А может быть я плохо ориентируюсь в материале и вы меня познакомите с современными произведениями на эту тему? В любом случае хочется продолжить изучение этого образа, ведь он может стать не только зеркалом современности, но и замочной скважиной в будущее.