Наступил сентябрь, а это значит, что подошло время стрижки овец. Выбор времени не случаен: овцы должны успеть обрасти новой шерстью к зимним холодам.
В жизни кочевников узорный войлок – один из наиболее ярких традиционных элементов материальной культуры.
Осеннюю шерсть казахи называли «живой» и изготавливали из нее кошмы для юрты, ковры, мешки, сумки, одежду.
Процесс изготовления войлока – женское занятие. В юрте, а в безветренную погоду под открытым небом, женщины разбивали шерсть, разложенную на воловьей, конской или верблюжьей шкуре. Затем раскладывали ее ровными слоями на циновке, которая по размеру соответствовала будущей кошме*. Циновку вместе с шерстью осторожно сворачивали в рулон, сбрызгивая ее горячей водой. Рулон туго перевязывали веревками и долго катали по земле руками или ногами. Сваляный войлок промывали, дополнительно размягчая его. Изготовив войлочную основу, приступали к изготовлению кошмы.
По технике изготовления узорные войлоки можно разделить на два основных вида: текеме́ты и сырма́ки.
Большими тяжелыми войлоками – текеметами – обычно застилали пол юрты. Для их изготовления на полуготовый войлок накатывают узор из шерсти, отличающейся по цвету от основы. Эта техника придает рисунку некоторую расплывчатость.
Сырмак – это двойной узорный войлок, украшенный чаще всего в технике инкрустации или мозаики, при которой места соединения кусков войлоков разного цвета закрываются плетеным шерстяным шнуром. Кошма обязательно простегивается вместе с подкладкой по линии шнура.
#войлок #овца #кочевник #сентябрь