Найти в Дзене
Зеленый Лес

Как мы с кумой требник в шкафу искали. История из воскресной школы

Фото автора, к истории этой храм отношения не имеет, он новостройный, а мы ходили в древний храм 16 века в детстве.
Фото автора, к истории этой храм отношения не имеет, он новостройный, а мы ходили в древний храм 16 века в детстве.

Дело было в благословенные 90-е, когда церкви повсюду открывали, народ нес туда кто что мог. Иконы в том числе, книги. Открылись и первые воскресные школы. Туда мы с будущей моей кумой Катериной ходили в одну группу, несмотря на разницу в возрасте. Мне было 15 лет, Катеньке 10 (или 11).

Мы были настоящими, продвинутыми православными детьми, знавшими наизусть ход службы, Весьма бодро читали по-церковнославянски и любили всякую околодуховную литературу, репринт, так называемый. Книгопечатание церковных книг переживало расцвет.

Эти книги для народа, с благочестивыми историями, вроде "Патериков" и "Откровенных рассказов странника духовному своему отцу", "Необыкновенное для многих, но истинное происшествие", мы прочли и жаждали чего-то нового, чудесых историй с необычным концом и захватывающим сюжетом.

Кто-то подсказал нам, то, что ищем мы, есть в изобилии у дивного русского писателя Лескова. Мы нашли в библиотеке собрание сочинений и начали выбирать церковные истории, или на духовную тему рассказы и повести. Добрались и до произведения "Русские демономаны" (кажется так называлось). Идея проверить то, о чем пишет Лесков, пришла в наши православные головы одновременно.

Герой читал ночью требник автора Петра Могилы (фамилия такая), раздел изгнания бесов. У него ходили ходуном столы, раздавались нездешние звуки и он не смог дочитать до конца, как ни старался. Анечка и Катенька тихо сговорились, что это надо проверить. Попросить маму, чтобы она разрешила мне переночевать у Кати, оказалось не сложно. Нужно было умыкнуть на вечер книгу/переписать тот самый заветный раздел из требника.

Дело было за малым. Достать тот самый требник для священства. Так как мы часто в будни помогали на службе, подпевали на клиросе и вообще, каждый почти день хоть на часик забегали в храм, наше появление около шкафчиков с церковными книгами никого не удивило. "Юные дарования", так называл нас настоятель, Царство ему небесное! Кто бы посмел нас не пустить к духовной литературе в шкафу!

На пару мы с Катей открыли все шкафы и прочесывали каждую полку в поисках того самого требника Петра Могилы. Требников мы нашли много, штук пять, или даже больше. Совсем древних, переизданных, потрепанных от долгого использования и новеньких, сверкающих сусально-золотыми буковками, только из типографии в Софрино.

С добычей скрылись где-то за занавесочкой на клиросе и стали быстро листать. Каково было наше разочарование, когда все до единого требники оказались без того самого раздела, с изгнанием бесов. И вообще, составители требников, что нам удалось раздобыть в ризнице, авторства Петра Могилы не имели на титульном листе. Это невероятно огорчило нас. То есть, ставило под вопрос наше научно-исследовательское ночное предприятие.

Разочарованные и расстроенные мы поставили обратно все собранные нами требники в шкаф обратно. Крылась здесь какая-то тайна. Узнать ее, почему нужных требников нет нигде и что вообще происходит, мы решили когда в очередной раз пришли на занятия в воскресную школу. Наш болтливый не в меру преподаватель, бывший семинарик, сразу понял, о чем речь и разулыбался.

Оказывается, данный раздел был изъят из печати насовсем, а из употребления из-за непредсказуемых последствий. Смелые батюшки, что брались отчитывать душевнобольных, быстро изводились. Кто-то из мирян, если брался вычитывать это все, либо с ума сходил, а кто и похуже, впадал в прелесть и гордыню. Опасные опыты по изгнанию лукавых духов решено было проводить только с благословения правящего архиерея.

Кто делал это самочинно - таких смельчаков мы не знали. Батюшки бесогоны оказывались на вес золото, а священников, что проводили отчитки, настолько мало, что к ним съезжались со всей страны. Если кого-то зацепила тема, то подробные истории есть про таких замечательных отцов у Тихона Шевкунова "Несвятые святые".

История с отчиткой для нас с Катей не закончилась. Ее мама, любительница ездить по разным храмам, нашла таки отца Германа, который эти самые отчитки проводил. В определенный строго день и час собирались на службу и после нее разные всякие странные люди. Наконец мы с Катей осуществили свою мечту - посмотреть на отчитку. Описывать подробно не буду, но такого леденящего душу ужаса я не испытывала никогда. Опять же, кого не забанили в поисковиках, роликов на эту тему множество. Но даже смотреть их теперь я остерегаюсь и никому не советую.