Не знаю, как для вас, а для меня Валентин Гафт — это председатель кооператива из Рязановского фильма «Гараж» и, конечно, Джаспер в фильме «Тайны Эдвина Друда». Гафт всегда был элегантен, хорош собой своей какой-то истинно мужской красотой. Вспомните хотя бы фильм Ю. Кары «Вор в законе». И, как подобает талантливому человеку, Валентин был не прост.
Умный, перфекционист по всем, правдолюбец, невероятно ироничный, острый на язык и, как будто, наблюдающий за этим миром со стороны, но не с высока. Это прослеживалось и во всех его ролях, и нашло отражение в его сатире.
Очень требовательным был к себе и к своим коллегам. И для характеристики их игры у него было два эпитета. Оба начинающиеся на букву «Г»:
Одно — это «гениально».
О втором умолчим.
Очень прямолинейно и жестко, на мой взгляд. Но в этом и был весь Гафт. У него даже фамилия какая-то хлесткая и краткая всего лишь 4 буквы, но какие.
Эпиграммы и стихи В. Гафта
Вера Щербакова очень точно сказала о В. Гафте:
Читайте эпиграммы Гафта
В них только истинная правда.
И еще:
О Гафте в двух словах не скажешь
Его талант не превзойден.
Играет, эпиграммы пишет,
И в жизнь, как юноша, влюблен!
К таким людям, как Валентин Гафт, нужно и хочется прислушиваться. Он как рупор правды, тонко, по-философски подмечающий все нюансы современной жизни.
Кстати, впервые этот дар В. Гафта: остроумно, жизненно и в краткой форме излагать мысли, заметил Олег Ефремов. Именно он посоветовал В. Гафту писать.
И тот писал, подмечал, сокрушался.
Чего стоит его эпиграмма о Сергее Безрукове, который кого только не сыграл в кино: и Высоцкого, и Есенина, Сталина, Пушкина, и Годунова, и даже Иешуа Га-Ноцри. И это еще не полный список. У зрителей и даже коллег по цеху такая неразборчивость стала вызывать не восторг, а смех и недоумение. Но если все молчат, то В. Гафт и тут молчать не стал и очень точно передал весь трагизм этой ситуации:
Умереть не страшно. Страшно что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!
Мы на своем канале не раз писали о том, что творится на нашем телевидении и о нашей безголосой эстраде, которая заполонила и ТВ и радиоэфир и песнях, без смысла и души. В. Гафт и это так глубоко прочувствовал, что написал не только четверостишье, а стихотворение под названием «Визбору»:
Визбору…
Попса дробит шрапнелью наши души,
Ее за это не привлечь к суду.
Часть поколенья выросла на чуши,
И новое рождается в бреду.
О, Солнышко лесное, чудо-песня!
Как мы в неволе пели, чудаки!
Пришла свобода, стали интересней
Писклявые уродцы-пошляки…
Слова — ничто, есть вопли вырожденья.
Тот знаменит, кто больше нездоров.
Кто выйдет петь без всякого стесненья,
Без совести, без страха, без штанов.
Где песня, чтобы спеть ее хотелось?
Слова — где, чтоб вовеки не забыть?
Ну, что горланить про кусочек тела,
Который с кем-то очень хочет жить?
С телеэкрана, как из ресторана,
Для пущей важности прибавив хрипотцы
Они пудами сыплют соль на раны,
Как на капусту или огурцы.
В халатике бесполая фигура
Запела, оголившись без причин…
Противно это. Спой нам, Юра,
О женской теплоте и мужестве мужчин.
Уже заболев, В. Гафт размышляя о прожитом, сокрушался о быстром беге жизни:
Уже подкралась старость близко
и время не воротишь вспять,
Я в жизни переторопился,
а надо было замедлять.
Он писал о том, о чем волнуется каждый из нас. Тут есть философские размышления о любви, дружбе, профессии и, конечно, о человеческой жизни и ее фатальности. Мне одно из стихотворений В. Гафта напомнило четверостишье персидского философа и поэта Омара Хайяма.
Омар Хайям:
В этом мире на каждом шагу западня,
Я по собственной воле не прожил и дня.
Без меня в небесах принимают решенья
А потом бунтарем называют меня!
И ему вторит В.Гафт в одном из своих стихотворений:
Я и ты, нас только двое?
О, какой самообман.
С нами стены, бра, обои,
Ночь, шампанское, диван.
С нами тишина в квартире
И за окнами капель,
С нами всё, что в этом мире
Опустилось на постель.
Мы – лишь точки мирозданья,
Чья-то тонкая резьба,
Наш расцвет и угасанье
Называется – судьба.
Мы в лицо друг другу дышим,
Бьют часы в полночный час,
А над нами кто-то свыше
Всё давно решил за нас
Валентина Гафта трудно даже представить рекламирующим какой-либо банк. То, чем сейчас не гнушаются многие артисты, призывая людей брать все больше кредиты. Это не в характере В.Гафта. Сожалеть приходится о том, что таких людей, с четкими нравственными принципами, говорящих правду в глаза и со стойкой гражданской позицией, почти не осталось.
В. Гафт, наблюдая за людьми во власти, очень точно подметил ее суть:
Власть — трудная профессия. Там ошибки и неправильные решения приравниваются к ошибкам хирурга, который делает сложнейшую операцию.
Жаль, что, большинство стремящихся во власть об этом просто не задумываются.
И, конечно, много эпиграмм и стихов В. Гафт посвятил своей профессии и размышлениям об артистах:
Артист — я постепенно познаю,
Какую жизнь со мной сыграла шутку злую:
Чужую жизнь играю, как свою,
И, стало быть, свою играю, как чужую.
Или вот:
Есть актёры понятные, как холодильник, — от них есть польза, но нет тепла. загадки в таких актёрах нет: их включают — они работают. А есть иные — неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живёшь в том мире, который они создают.
Вот он своими ролями создавал мир, и мы вместе с ним жили в нем.
Многие ругали В. Гафта за его резкие эпиграммы. Но, почитав их, приходишь к выводу, что он знал о чем пишет. Он имел свои доводы и суждения об этих людях и тонко их чувствовал. И они сами своими поступками впоследствии подтверждали многие его эпиграммы.
Зиновию Гердту
О, Необыкновенный Гердт,
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт —
Колено он непреклоненный.
Или вот ироничные, но не злые:
Белохвостиковой:
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.
. Каневскому
Хоть Леня дорог самому Эфросу
Размер таланта уступает носу.
Но если Ленин нос рассматривать
отдельно,
Поймем мы, что артист
талантлив беспредельно.
А посмотрев в глаза В.Гафта, начинаешь понимать, что человек с такими добрыми глазами, по определению, не мог быть злым. Правдивым и прямым да, а злым - нет.
P.S.
Таких гениальных людей хочется слушать, спрашивать. Кажется, что они знают о жизни что-то большее, чем мы. И когда они уходят, кажется, что мы что-то упустили, чего-то так и не успели спросить, о чем-то так с ними и не поговорили. И от этого очень грустно.
А вы что об этом думаете?
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.