Найти в Дзене

Троммель Роммеля - 20

Саладин XX века (окончание)

Роммель в 1941 году только и делал, что ошибался. Ошибся он и с оценкой силы гарнизона Тобрука — начавшийся 21 ноября прорыв 70-й дивизии навстречу 7-й бронетанковой бригаде был и неожиданным, и мощным. 2-й собственный короля и 46-й пехотный (Черная Стража) полки продвинулись на 3,5 км к Эд Дуде, пока итальянцы из дивизий «Павия» и «Болонья» таки смогли их остановить. Лично генералу танковых войск пришлось вмешиваться во главе разведбата из 90-й легкой дивизии и нескольких 88-мм «флаков». А у Сиди-Резега в тот же день шла бойня — 7-я бронетанковая, готовившаяся рваться к Тобруку, попала под раздачу немецких 15-й и 21-й танковых дивизий, закопавшихся с флаками вокруг аэродрома — и победа была близка, ибо у британцев к вечеру оставалось в строю только около десяток танков, а бОльшая часть из ПТА была выбита — но тут на поле боя прибыла 22-я бронетанковая бригада с 107 машинами. Так что 22 ноября «повторялось всё, как встарь — «флаки» щелкали британские танки, немецкие танки выбивали ПТА и полевую артиллерию. К концу дня во всей 7-й бронетанковой дивизии оставалось всего 144 исправных машины, а у двух немецких дивизий — 173. Танковое сражение у Сиди-Резега Роммель выиграл, британцы откатились назад.

ТВД Тобрук - Бардия - Соллум
ТВД Тобрук - Бардия - Соллум

В тот же день 22 ноября Скоуби и его 70-я дивизия овладели опорным пунктом Тигр, но их атаки на Тугун и Далби-Сквер были итальянцами отбиты. 23 ноября гарнизон Тобрука снова накинулся на «Болонью», пробиваясь к Сиди-Резегу, но на помощь пришла «Павия». Епическим эпилогом к сражению у Сиди-Резега стало окружение и отчаянное сопротивление 23 ноября южноафриканского 3-го полевого артполка (Трансваальская конная артиллерия), фактически сорвавшего преследование отходивших британцев. Южноафры бились насмерть, потеряв много убитых и пленных, но вырвавшись ночью из кольца и даже уволоча за собой пять из 24 орудий. Командир XXX корпуса Мак Норри даже прослезился, заявив, что жертва южноафриканцев дала в итоге союзникам возможность вырвать превосходство в Северной Африке. Тем временем, пока гарнизон Тобрука рвался на восток, а в Сизи-Резеге шло епическое пообище, XIII корпус с 22 ноября ломился во фронтальное наступление на Соллумском фронте. Новозеландцы бились в форт Капуццо и окружали Бардию с Эль-Соллумом, а индийцы из 7-й бригады смогли захватить Сиди-Омар.

Посему 24 ноября Роммель решил кинуть корпус «Африка» и приданный ему (решением Коммандо Супремо в Риме) ХХ моторизованный корпус (дивизии «Арьете» и «Триест»), чтобы снять осаду с Бардии, Соллума и перевала Хальфайя и отбить Сиди-Омар. Однако в ходе боев 25-27 ноября 1941 года оказалась, что «классически не шмогла» — как ни мало по сравнению с британцами пожгли немцы своих танков при Сиди-Резега, этого-то и не хватило. Так что ночью 27 ноября командир танковой группы отдал приказ 21-й танковой дивизии отойти к Тобруку, где упрямая 70-я дивизия продолжала вскрывать итальянскую оборону и пробиваться на восток. Наседать на новозеландцев у Ридотто-Капуццо и Сиди-Омара осталась 15-я танковая, командир которой Нойманн-Зилков «чувствовал нижней спиной, что шансов мало». В итоге получилось, что прорывавшиеся вперед новозеландцы на день задержали и 21-ю дивизию, и 15-ю отбросили, выйдя к концу дня 27 ноября к Сиди-Резегу и Эд-Дуде. Вторая волна «Крестоносца» смывала те силы, которым удалось отогнать первую волну…

Подбитые немецкие танки между Тобруком и Соллумом
Подбитые немецкие танки между Тобруком и Соллумом

Впрочем, Каннингем хотел остановить наступление и отойти, но Окинлек, три дня сидевший в его штабе лично, заставил 8-ю армию двигаться вперед («Есть только один приказ: атаковать и преследовать») — и был вознагражден воссоединением днем 27 ноября частей 70-й дивизии из гарнизона Тобрука со 2-й новозеландской дивизией. Коридор был пробит, осада Тобрука завершилась. (А самого Каннингема главнокомандующий за пораженчество снял 26 ноября с должности и назначил командармом-8 Нила Ричи.) Начиналось сражение за удержание коридора — ибо Роммель приказал Крювелю его перерезать. Пообище было знатным и хаотичным — наступавшие итальянцы захватили новозеландский госпиталь с 1000 раненых и 700 медработников, а также освободили 300 пленных немецких «братушек». Британцы, австралийцы и новозеландцы (поляцы с чехами и словацами были оставлены в Тобруке развлекать осадные итальянские дивизии) умывались кровью, но стояли у Эд-Дуды и Сиди-Резега. Крювель от отчаяния предложил атаковать Тобрук (типа, они все оттуда ушли в коридор!), но Роммель внезапно был озарен проблеском здравого смысла — я, блин, три разА не смог его взять, не фиг в четвертый позориться.

В итоге коридор удалось «полузакрыть» — новозеландцы откатились обратно к границе. Но 70-я дивизия врылась в высоты у Эд-Дуды, «как в свое», а посланные для «освобождения» Бардии, Соллума и Капуццо отряды натолкнулись на «неистребимых» новозеландцев. После провала очередной атаки на Эд Дуду 4 декабря 1941 года Роммелю стало понятно, что «даже Франциск Первый, который, как я слышал, тоже кое-чего стоил, проиграл бой при Павии» (© Портос) — пора удирать. Пора, брат, пора… Все части к востоку от Тобрука получили приказ отступать к Газале. Та часть «Крестоносца», где «Африка» отважно отбрасывала врага в героических контратаках, завершилась не в ее пользу. Саладин ХХ века не смог (как и в XII веке) остановить натиска «крузейдеров».

(Продолжение следОВАет)