В истории войн случалось множество эпизодов боевой доблести, благородного самопожертвования и безумной отваги. Встречалось и глупые поступки, нелогичные действия и военные хитрости.
Наш же случай довольно интересен тем, что противника победили не числом, не умением, а настоящим спектаклем, достойным большой сцены.
Мы с Вами отправляемся в Древний Китай, где доживает свои дни империя династии Хань.
Ввиду слабости и номинальности императорской власти в стране начинают править крупные чиновники, полководцы и прочие служители «его императорского величества».
Один из высших сановников и военачальников империи Цао Цао потихонечку, аккуратненько прибрал к своим рукам императора и фактически заключил его под стражу в своем дворце. Все указы и решения проходили теперь через товарища Цао Цао Цаовича.
Но это же Древний Китай, там люди знают ушу, летают с ветки на ветку и «пьяные мастера» практикуют свои стили в каждой питейной. При такой жизни есть всегда место героическому, будь то сборка риса, прокладка канавы или освобождение императора.
Так вот, другой крупный военачальник Юань Шао решил, что настало время освободить императора. Этому городу, т.е. стране, нужен герой. Юань Шао, будучи дядькой серьезным (а какие герои без серьезности), был строг с подчиненными, охотно верил клевете и предрассудкам и смотрел программы «Жить здорово» с Малышевой. Одним словом, герой то может и герой, но тип однозначно неприятный. Да, и еще один грешок был за товарищем Юань Шао, был у него брат Юань Шу, их в школьные годы, наверно, называли «Шушао»…Так вот, Шушао распалось и старший брат Шу решил поднять восстание, и объявил себя императором (а что, так можно было?). Побегав с армией под музыку из Бенни Хилла по Северному Китаю, Шу получает по полной программе и решает, что все, пора на покой, и умирает. Но, перед смертью сказал, я больше императором быть не хочу, хочу быть царицей морской, а императором пусть будет Шао.
И тут у нас Юань Шао, герой, который освобождает императора, при этом сам может сбросить номинального правителя и сесть на его нагретое место.
Начало войны
Когда Цао Цао бросают вызов, то Цао Цао все понимает, ему не надо повторять два раза. Широкомасштабная война началась осенью 199 года. Юань Шао обладал более крупной армией, чем Цао Цаович, потому Шао решил действовать быстро.
Чтобы произвести разведку боем, Юань Шао выделяет большой отряд, ну прям большой, и отправляет его вперед. Выполняя приказ своего военачальника, разведка сделала все, что от нее хотели. Выдвинувшись вперед и дойдя до поселения Байма, авангард Юань Шао обнаружил противника, вступил в бой (разведка боем же) и после этого успешно был уничтожен. Просили провести разведку? Провели, под Баймой стоит противник. Просили с боем, было с боем. А вот приказа не проигрывать, не было. Потому все молодцы.
«Так так!» сказал Цао Цао, видя, как его воины добивают оставшихся в живых из авангарда господина Шао. И тут было бы Цао Цаовичу контратаковать, но возникли контраргументы этого не делать.
Восстание желтых повязок, под которое Цао Цао с позволения, конечно, императора укомплектовал дополнительно свою армию людьми. Немного отвлекшись на восставших и разъяснив им, что не место тут кричать о свободе и равенстве, Цао Цао смог двинуться против Юань Шао.
Пока товарищ Цао Цао находился в Центральном Административном округе, далее по тексту ЦАО, общаясь с помощью огня и меча с восставшими, Юань Шао решил, что пора брать быка за рога или за что-нибудь, за что можно ухватиться. Получив инициативу, войска Шао направились к переправе Гуаньду.
Битва при Гуаньду
Как поется в старой китайской песне «где же ты моя Гуаньду», а находился он в восточной части центрального Китая. До подхода к переправе, Шао смог пополнить свои ряды новобранцами и запастить провиантом. У Цао Цао все равно была с этим беда. Так как надоедливые восставшие все-таки смогли потрепать славные ряды цаошников.
Встретились два воинства на рассвете, когда мягкая трава только-только смогла сбросить с себя капли утренней росы по всем канонам дзен-буддизма. Атаку начал Шао с лучников, те, обстреляв неприятеля, вынудили его отступить к крепости Гуаньду и засесть там в обороне.
Воины Шао не сильно из-за этого переживали, потому что они же азиаты, значит могут все. Они построили дозорные башни, на холмах рядом с оборонительным лагерем Цао Цао, и планомерно, как в тире, выкашивали вражин.
Но с другой стороны же были то же азиаты. Потому армия Цао Цао при помощи синей изоленты и палочек для еды построила камнеметательные машины, которые легким движением руки, срыли все дозорные башни. Счет 1:1, дамы и господа, мяч переходит к гостям этого матча.
Шао, не добившись результата в своего рода воздушной битве, решает открыть тотальную шахтерскую войну. Попытка прорыть тоннель была заблокирована шахтерами из лагеря Цао.
«Ну и Лао-дзы с ним» - крикнул Шао и просто взял лагерь в осаду. Когда запасы провианта начали скуднеть, Цао собрал самых отмороженных своих воинов и сделал дерзкую вылазу. Уничтожив крупный обоз с едой, они умудрились еще и разбить отряд, посланный на его защиту.
Пришлось Шао ждать нового подвоза еды со стороны озера Учао.
А теперь самое интересное в этой тактике, да и самой битве. Цао Цао, узнав направление, откуда противнику еду возят, решил. Время переодеться. Серьезно, взял и решил так. Господин Цао отобрал вновь своих отмороженных и переодел их в одежду Шао (откуда столько одежды от Шао, можно только догадываться), не в личную, конечно, а его воинов. С замаскированным отрядом Цао нападает на защитников складов на озере Учао, убивает все и поджигает склады. Не себе же еду оставлять, она, так сказать, под санкциями Цао, потому надо сжечь.
Видя, как красиво полыхают вдалеке его склады, Шао познал дзен, а потом позвал своих солдат и говорит - «Шабат шалом Вам православные, идите разберитесь». Пошли они разбираться. А товарищ Цао, имея страсть к периодеванию, переоделся еще раз, на этот раз в одежду убитых его воинами, защитников озера Учао.
Солдаты Шао прибежали на место бойни, а там все защитники, целые и невредимые. Вот и злой рок настиг китайцев, даже они друг друга не узнали. Одним словом, Цао и этим наподдал.
Театр продолжается
Поймав настоящее свое призвание - театральное шоу, Цао решает действовать до конца. Он переодевает своего приближенного и отправляет его в лагерь к Шао под видом фальшивого гонца. Гонец сообщил Шао радостную весть о победе, что на озере Учао все хорошо, отряд, посланный на подмогу к защитникам озера, настиг Цао, окружил его, поводил хоровод и разбил, под чистую.
Шао настолько обрадовался, что решил отправиться лично, найти место хоровода и труп Цао. А пока он покинул свою армию, Цао распространяет слухи о начале «смертоносной атаки», правда места начала атаки он сообщает разные. Армия без Шао паникует и мечется для перегруппировки.
Пока армия Шао совершает внеплановую перегруппировку, Цао обрушивается на неприятеля. К этому времени сам Шао спешит возглавить командование своей армией. Он уже успел побывать на озере и понял, в какой театр он попал.
Но спасти положение он уже не смог, Цао Цао как ястреб рвал его армию на клочки. Кое-как собрав разбитую армию, Юань Шао отступил в Цзичжоу. Цао преследовать его не стал.
В 201 году эти два полководца встретятся еще раз, при Цантине, битва закончится очередным поражением Юань Шао, а через год, не выдержав походной службы и поражений, Шао, не дожив до пенсионного возраста, скончался.
Цао переживет его на 18 лет, он, который хотел править единой империей через руки императора, стал могильщиком династии Хань. В 220 году Империя Хань распадется на три царства. В Китае начнется период под названием «Троецарствие».
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!
#история древнего мира #история #древний китай #история древнего китая #троецарствие #битва #война