В сентябре 1996 года в Женеве проходил Международный конгресс «Пиаже – Выготский», посвященный столетию обоих ученых. Конгресс возглавили два старейших психолога – Б. Инельдер, вдова Пиаже (Франция), и Д. Брунер (США). Проблемы, которые там обсуждались, вызвали чрезвычайный интерес. На двух симпозиумах конгресса собралось более тысячи участников из 60 стран мира.
Две половины целого
Жан Пиаже и Лев Выготский родились в один год, на закате 19-го века и практически стали ровесниками века 20-го. Эмблема конгресса выражала убежденность его организаторов в том, что эти два гиганта психологии были чрезвычайно близки друг другу не только по проблематике исследований, но и по уровню и масштабу работ, по их значению для современной психологии. Пиаже и Выготский были изображены как две равные половины целого, как единая прекрасная личность.
Путь Выготского в психологию начался еще до революции, а оформился окончательно в двадцатые годы. До того, как российская психология стала сугубо марксистской. И много раньше, чем между Россией и Западом опустился железный занавес. Незнание этого факта, непонимание подлинной сути того, как формировалась, в частности, психологическая концепция Выготского, нанесли серьезный ущерб отношению многих западных психологов, философов, социологов к психологической школе Выготского. Конгресс «Пиаже – Выготский» стал показателем того, что это положение в значительной степени исправилось.
Заочная дискуссия
Однажды между Ж. Пиаже и Л. Выготским развернулась серьезная заочная дискуссия. На книгу Пиаже «Речь и мышление» Выготский ответил подлинной антитезой – книгой «Мышление и речь». К сожалению, до Пиаже она дошла, когда Выготского давно уже не было в живых. Несмотря на это, Пиаже в 1956 году поместил в московском журнале «Вопросы психологии» серьезную заинтересованную статью по этой проблеме. Эта дискуссия в последующие годы многократно обсуждалась и цитировалась в работах психологов многих стран мира.
В чем же основная сущность спора? Здесь стоит упомянуть два аспекта. Первый состоит в том, что Выготский обнаружил и доказал, что мышление и речь, которые до того рассматривались как единство, вовсе не идентичны. Они имеют разные генетические корни, а, следовательно, и по-разному развиваются, особенно в первые годы жизни ребенка. Слияние этих двух процессов начинается, фактически, на четвертом году жизни.
Однако наиболее существенным оказывается второй аспект – принципиальное различие подходов Пиаже и Выготского к роли обучения в процессе развитии детей. Выготский говорит, что «изучение детского мышления у Пиаже проходит отдельно от процесса обучения». Выготский же четко показывает, что мышление развивается именно в процессе обучения, но только тогда, когда оно носит развивающий характер.