Красно-розовый оттенок rouge имеет самую длинную историю, и не зря. Ведь он по сути универсален, несколько тысяч лет его используют, чтобы сделать акцент на губах и щеках. Сквозь время менялась интенсивность макияжа, но красный цвет всегда был в "тренде".
Первые в истории румяна были в виде палочек охры (они были похожи на современные стиковые тени для век). Делались они несложно - оксид железа перемешивали с жиром любого происхождения. С самых древних времен и до 19 века румяна продавались исключительно в аптеках. Сделанные в ручную, они имели совершенно разную текстуру и оттенки.
Позже охру заменили, к примеру, насекомые, из которых извлекался карминовый пигмент, из окиси свинца и сульфида ртути получали больше огненный цвет. Ну а растения по типу шелковицы или свёклы предоставляли широкую палитру от нежно розового до ярко алого.
Гейши в Японии со времен Эдо наносили на губы "бени" помаду из сафлора. На влажных губах сухой пигмент превращался в густую краску.
Красный цвет наносили не только на губы и щеки. Многие древние и ныне существующие племена используют её для раскраски тела. Многие антропологи предполагают, что это обусловлено мнением, что новый рисунок придаст старому телу новую жизнь. Но , конечно, этому есть и другие причины.
К примеру, женщины африканского племени химба заплетают волосы во множество мелких косичек и ежедневно натирают их охрой и жиром. Эту смесь они наносят и на лицо. На местном наречии она называется отжизе, и она напоминает по цвету африканскую землю. В племенной культуре этот цвет олицетворяет красоту. Безусловно, ритуал нанесения этой краски чисто эстетический. Но вместе с тем -жир хорошо защищает кожу от палящего солнца.
Еще одну мамзель из этого племени - в комментариях =)
Кроме жира и охры они добавляли в смесь воск или смолу, что придавало щекам кричащий лакированный оттенок, оттеняющий обыкновенно изумрудные веки, густо подведенные сурьмой.
Часто использование косметики всячески возбранялось или, по крайней мере, порицалось. В этом плане египтянки переплюнули дамские поколения на несколько тысяч лет не только в плане косметики.
В Иране также в древности использовали красную краску. В городе Шехдаде были обнаружены захоронения с сосудами с белой пудрой, а на дне сосудов были чашки, окрашенные в красный. Иранские румяна изготавливали из гематита, красного мрамора или краснозема. Часто использовали и марену. Судя по всему, красная краска в тех местах была известна ещё до бронзового века.
Древние гречанки уже в 4 в до н.э. использовали красную краску для губ и щёк. Изготавливали пигмент из морских водорослей и паэдерии. Последнюю в Европе вообще культивировали ради красного цвета. Его извлекли при помощи масел или спирта. Сами женщины Греции любили декоративную косметику, но излишняя яркость считалась вульгарной. Ярко краситься могли только куртизанки-гетеры.
Римлянки были скромнее и сдержаннее, красный цвет они использовали реже и умереннее. Красились римлянки в уединении. В комнату, где красилась женщина, мужчинам вход был запрещён. Богатым дамам макияж наносили рабыни.
Судя по портретам конца 16 века, аристократки очень любили румяна, конечно на холсте был нежный ровный цвет, в жизни же конечно цвет был более агрессивным и ярким.
Полной противоположностью древности стала Европа 16го века с принципом чем больше, тем лучше. Столицей мод стала Венеция. Остальные страны в этом плане должны сказать "спасибо" Екатерине Медичи, супруге французского короля. Та была в восторге от косметики и от парфюма. А то что любит королева, то любит и вся страна. В Англии любовь к косметике привила Елизавета I. Тогда к ярким губам и щекам прибавилась и чрезмерная бледность. Белая кожа, оттененная ярким красным считалась особым шиком.
После правления Елизаветы краски макияжа поугасли, силу обрели пуританские взгляды. В 1650 году даже был издан указ против раскрашивания лица. От закона отказались. Слишком уж полюбили англичанки косметику. Расцвели двойные стандарты - женщинам красить лицо было неприемлемо, а мужчины в тайне желали именно ярких дам. В итоге, официально краситься разрешили, но так, чтобы это выглядело естественно.
18 век вернул яркие щеки дамам. Макияж показывал статус женщины, и причастность к моде, особенно это сказалось на Франции.
Вот портрет маркизы Помпадур, где она наносит румяна специально щеточкой. Одежду маркизы защищает накидка. Её любовь к макияжу не пропала даром, один из оттенков носит её имя и по сей день. Тогда красок до макияжа в своей палитре уже было столько, сколько и художественных. Теперь их можно было приобрести ещё и у парфюмера. Французский двор красился в конце концов вообще весь, и мужчины, и дети и пожилые. Такая чрезмерность в макияже француженок не одобрялась - англичанки- и те считали его фальшью и бутафорией. Судя по портретам женщин Англии и США XIX века, те были скромным и более естественными, но не менее ухоженными.
С приходом к власти королевы Виктории, которая считала макияж излишеством, все леди должны были ходить с чистым лицом, зато с хитрой причёской. Любая накрашенная мадам считалась либо актрисой, либо женщиной низких моральных ценностей.
Падшую женщину той поры тоже в комментариях =)