Просматриваем, друзья, газету «Театр» за сентябрь 1907 года. Натыкаемся на странную заметочку:
Баритон Баттистини, выступая в опере «Мария ди Роган», всюду предъявляет требование, чтобы певица, исполняющая заглавную партию, обладала густыми и длинными волосами, так как, ведя с артисткой некоторыя сцены, певец хватает ее за волосы и таскает по сцене. Баттистини очень обрадовался тому, что у Зимина в опере «Мария ди Роган» его партнершей выступает г-жа Друзякина, обладающая дивными волосами.
Прямо скажем – нетипично!
Итальянская звезда Маттиа Баттистини, как его называли – Король баритонов и Баритон Королей, потомок древнего аристократического рода, любимец монархов всей Европы, обожаемый и носимый на руках в России много лет … И вдруг – прямо-таки, садистские наклонности!!...
Нет-нет! Спешу успокоить моих читателей!
Баттистини – интеллектуал, спокойный, уравновешенный человек с мягким характером … Он и пел всю свою жизнь спокойно, размеренно, всячески пропагандируя такой свой подход к вокальному творчеству – поем мягко, спокойно, не форсируя голос, не надрывая его, не крича, и тогда пропоем до самых седых волос, тогда сохраним свой голос технически в безупречной вокальной форме.
Откройте любые мемуары, любой учебник по вокалу – везде встретите наставления Баттистини по вокальной технике: надо петь не на капитал, а на проценты с капитала – тогда сохраните в блестящей форме голос до глубокой старости.
Что он и делал всю жизнь, и был прав – действительно пел прекрасно до глубокой старости!
Софья Ивановна Друзякина – выдающаяся русская оперная певица, сопрано, с 1910 по 1916 годы, шесть лет, пела в московской Частной опере С. И. Зимина.
Ей выпало петь с Баттистини во время его гастролей в Москве. У нее, действительно были прекрасные, шикарные густые волосы.
Неизвестно, что делал с Друзякиной на сцене Маттиа Баттистини, история не донесла до нас доподлинных фактов.
Хотя …
По сюжету в опере «Мария ди Роган» Гаэтано Доницетти есть сцена ревности, где муж страшно кричит: «Позор тебе, неверная женщина»!!
Да, в общем, не должно бы …
Зато точно известно, что делал Николай Печковский с Фатьмой Мухтаровой в «Кармен».
Николай Константинович Печковский – легендарный советский тенор, восхищавший не только миллионы зрителей и слушателей в предвоенное время, а и своих коллег и конкурентов во главе с С. Я. Лемешевым!!!
… в «Пиковой даме» я слыхал у Печковского такую ноту, что не забуду ее никогда.
… я был захвачен его Германом уже на сцене Большого театра. Шла сцена бала. Получив ключ от комнаты Лизы, Герман – Печковский, повинуясь какой-то внутренней торжествующей силе, вышел почти к суфлерской будке и спел заключительную фразу: «Теперь не я, сама судьба так хочет, я буду знать три карты». Он продержал слово «карты» на «ля» второй октавы дольше, чем положено, и наполнил его таким торжеством, таким упоением победой, что перекрыл звуком даже вступающую здесь медь. Все мы, кто сидел в артистической ложе, просто ахнули – впервые став свидетелями того, что в этой фразе певец «пробил» голосом оркестр, –
пишет С. Я. Лемешев в своих воспоминаниях.
В 1925 году в Одессе Николай Константинович познакомился с замечательной, интереснейшей певицей Фатьмой Мухтаровой. Она была примечательной фигурой на оперных сценах СССР в предвоенное время, о ней до сих пор известно очень мало, но бесспорно одно – это ярчайшая певица и актриса своего времени. Во многом это имя – загадка и по сей день.
С Печковским Фатьма Мухтарова выступала в роли Кармен, петь с ней Николай Константинович очень любил, как партнеры, они прекрасно понимали и дополняли друг друга. Мухтарова была певицей огромного темперамента, обладала великолепным голосом, потрясающим сценическим обаянием. Печковский называл созданный ею образ Кармен «монолитом». Работа с ней заставила Николая Константиновича, как признавался он сам, во многом пересмотреть свои собственные творческие возможности, обрести новые краски и в вокальном образе Хозе, и в сценическом.
Он интересно построил систему взаимоотношений со своей партнершей по сцене – ничего не придумывать специально, не анализировать свои и ее поступки, не создавать никаких специальных умозрительных схем, а все подчинить голосу сердца. Я – Хозе, она – Кармен, и пусть будет, что будет! В первом действии он, простой деревенский парень, под воздействием жгучих, пронзительных, неотступных черных глаз Мухтаровой почувствовал застенчивость. Наглая цыганка даже пробудила в нем обиду – она откровенно смеялась над ним! Как мог реагировать наивный простой солдат? Конечно, грубостью – и музыка Бизе, и драма Мериме целиком и полностью на его стороне!
Мухтарова так сверлила его глазами, когда говорила о том, что брошенный ею цветок заколдован, что Печковский ей верил! Сильная, пламенная натура Мухтаровой безраздельно царила на сцене в первом акте. «Николай Константинович, так что же Вас не видно и не слышно в начале оперы, Мухтарова все внимание оттягивает на себя?» – спрашивали его доброжелатели. «Ни Мериме, ни Бизе не дают мне возможности быть здесь заметным», – совершенно справедливо отвечал он им, а много позже писал:
И в течение всего первого акта мне была приятна власть Мухтаровой надо мной. Когда я выступал с другими исполнительницами партии Кармен, во мне были эмоции другого порядка, чувства, не выраставшие до таких больших масштабов.
Доходило до откровенно натуралистических сцен – страсти разыгрывались не на шутку!
Во время одной из ссор Кармен с Хозе контрабандисты обнаруживают постороннюю женщину, в которой Хозе узнает Микаэлу. Она разыскала Хозе для того, чтобы сказать ему, что мать умирает и хочет перед смертью благословить его. Невольно Хозе оказался между двумя женщинами … Он мог мимолетно дать оценку каждой из них. И она была не в пользу Микаэлы …
Кармен, увидя скромную деревенскую девушку, издевательски говорит: «Иди за ней, тебе не место здесь!», чем вызывает большое негодование и возмущение Хозе, который, хватая ее за волосы, в озлоблении швыряет ее. (Я так делал всегда, когда пел с Ф. С. Мухтаровой).
– пишет в своих мемуарах Н. К. Печковский.
Представьте себе, друзья! – Хозе приходит в бешенство, начинает Кармен душить, а потом вцепляется ей в волосы, с размаху швыряет на пол и еще пару метров тащит за волосы за собой!
Нет, конечно, для артистов здесь неожиданностей не было, все было оговорено заранее и тщательно отрепетировано!
Но для зрителя это было натуральным шоком, зал замирал – эта сцена производила, конечно, феноменальное впечатление!
Вообще, надо сказать, «Кармен» с ее страстями дает возможность разыграться фантазии и режиссеров, и артистов!!!
Известен подлинный случай, и это было на самом деле – знаменитая супружеская чета Фигнер пели «Кармен» в Мариинской опере в не самую лучшую пору своей совместной жизни. Незадолго до этого Николай Николаевич застал жену с ее педагогом по вокалу, дело шло к разводу. И хорошо, что в сцене перед убийством Кармен, которую пела Медея Ивановна, в руках Хозе, Николая Николаевича, был бутафорский, резиновый нож!!... Она поет: «Я больше не люблю тебя и ухожу к другому», – швыряет ему в лицо обручальное кольцо … Он – белый от безумия!!!
Дело кончилось изрезанным платьем Кармен, и Медея Ивановна была очень сильно напугана!!...
Так что, друзья, виной всему ревность … Ревность!!...
А волосы – это только средство, а не цель!!!
Уважаемые читатели мои!!
Ваши комментарии – бальзам на сердце автора!
Не забывайте, пожалуйста, нажимать на большой палец вверх – ставить лайки.
Кто еще не подписался на канал – подписывайтесь, потому что здесь будет еще интереснее!
Жду наших дальнейших встреч!!!