Почему шариат не является исламским правом?
Зачастую можно услышать, мол Шариат и есть исламское право и является законченной системой норм, в том числе правовых. Тем не менее, это не так. Точнее это не совсем так. Так что же такое исламское право и как связано с Шариатом?
Для ответа на этот вопрос нужно помнить о том, что Ислам это не просто религиозные нормы, соблюдение которых дает награду в загробном мире. Это в том числе набор норм, для земной жизни, норм социальных, духовных и тд.
И вот термином «Шариат» обозначается путь правоверного мусульманина, начертанный Всевышним Аллахом. Следуя такому пути, мусульманин достигает мирского совершенства, а после земной жизни уже может рассчитывать на Божественную милость.
Например, обращаясь к своему Посланнику, Аллах в Коране говорит: «Потом Мы наставили тебя, Мухаммад, на путь велений веры. Следуй же по нему …» (45:18) - данный путь на арабском назван «шариатом». Понять семантику этого слова будет легче, если принять во внимание его происхождение от глагола «ша-ра-а», который неоднократно встречается в Коране в значении предписывать, устанавливать что-либо в качестве обязательного (например, 42:13, 21).
Соответственно, из этого отрывка становится ясно, откуда брать нормы Шариата. Так как Пророк Мухаммад оставил своим сподвижникам два источника Божественных заповедей, а именно: Коран и Сунну (деяния и изречения Пророка), очевидно, что Шариат берет свое начало именно в этих двух источниках.
Стоит также определиться c тем, а какие, собственно предписания включаются в Шариат. По мнению большинства исламских ученных Шариат состоит из трех частей – религиозной догматики (ал-акаид), исламской этики (ал-ахлак) и так называемых практических норм (ал-ахкам ал-амалиййа), регулирующих внешнее поведение людей.
А так как Коран содержит не так много «правовых» аятов, то тут и становится необходимо формирования исламского право, именно, как нормативных правил внешнего поведения мусульман между собой. В значительной мере именно поэтому Ислам является не только определенной, религиозно-этическим учением, но и не в последнюю очередь особой культурой, цивилизацией.
И вот исламское право - Фикх (араб. فقه — «понимание», «понимание сути вещей») собственно и конкретизирует нормы Корана и Сунны, создавая практические нормы для мусульман.