Энн Коттерилл – самый востребованный живописец: именно ее натюрморты с цветами раскупались активнее работ других художников, рисующих цветы. Это мнение высказала в 2006 г. Торговая гильдия изобразительных искусств (а Торговая гильдия изобразительных искусств – независимая организация, к экспертному мнению которой прислушиваются уже более ста лет!).
Натюрморт нашей художницы был включен Джозефин Уолпоул в «Историю и словарь британских цветочных живописцев 1650–1950». Согласитесь, попасть в число выдающихся художников, чье творчество создавалось на протяжении 300 лет, – достижение! Столь высокая оценка подтверждается и непрекращающимся интересом любителей искусства к ее творчеству. Почему же незатейливые, на первый взгляд, натюрморты с цветами притягивают взгляд?
Я всматриваюсь в работы Энн Коттеррилл и обнаруживаю несколько удивительных моментов. Как ни странно, секрет ее творчества прячется не только в искусстве живописи. Но давайте сначала ознакомимся с биографией художницы, прожившей, в общем-то, не отмеченную яркими событиями жизнь, какую обычно ожидают от выдающихся талантов.
Энн Коттерилл родилась 15 октября 1933 года в семье полковника Марка Робсона и его жены Грэйс в графстве Роксбургшир. Получила образование в Эдинбургском Колледже искусств. Продолжила учебу в Париже. Выйдя замуж, поселилась в графстве Сомерсет. Став матерью трёх детей, она на какое-то время перестала писать. Но когда дети пошли в школу, снова поставила в гостиной мольберт и продолжила своё любимое занятие. За несколько минут до прибытия школьного автобуса Энн без сожаления убирала краски и мольберт и вновь посвящала себя детям.
Эта удивительная художница сохраняла традиции реализма и одновременно разрушала стереотипы. Она не только умудрялась передавать свежесть цветов и благородный блеск фарфоровой посуды. Энн Коттерилл работала еще и с потребностью зрителя в тактильных ощущениях, умело изображая шершавость деревянных поверхностей, наплывы застывшей глазури, прохладу бидончика, исчезающую в ржавых сколах эмали.
Слегка очерчивая плоскость стола – снизу – белой линией, сверху – темно-серой – умела сотворить лужицу. Художнице присуща удивительно разнящаяся манера писать цветы и окружающий их интерьер! Цветы выписаны то крупными, то едва уловимыми мазками, поверхность же, на которой стоят сосуды, подана столь небрежно, что разрушает представление и о плоскости, и о движении солнечного света, кропотливо переданное на букетах.
Да, вот еще один ее секрет! Солнце буквально заливает каждый натюрморт. Так Энн Коттерилл выходит за рамки живописи и разрушает наши стереотипы о туманном Альбионе. Ее Англия превращается в солнечную страну.
Энн Коттерилл показывает быт простой английской семьи, которая украшает свою жизнь садовыми или полевыми цветами. И вся посуда и мебель – это все тоже очень простое и обыденное, в том числе и предметы фарфора, передающиеся по наследству.
Иногда бывает, что такой жанр как натюрморт вдруг начинает говорить о чем-то большем, чем цветы, уют в доме или летнее настроение. Я всматриваюсь в цветы, написанные Энн Коттерилл, и понимаю, что в них реализована и ее материнская сущность. И эта сила и свет материнства, дарованные ей как несомненный талант, изливались из ее души на окружающий мир.
Вот что Энн Коттерилл говорила о своих натюрмортах:
«За те многие годы, что я писала цветы, я поняла, что существует предел, до которого цветы подчиняются вам. А после – в них возникает свой собственный смысл, который и играет важную роль в определении успеха живописи!»
Энн Коттерилл ушла от нас 11 лет назад. Но ее материнская любовь, переданная через натюрморты, все также сильна и согревает всех, кто любуется ее работами. А вот статья Цветы, парящие над миром: акварели Анастасии Бесединой. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!