Найти тему

Причудливый Колпачный переулок

В прошлый раз мы подробно поговорили о планах по реконструкции территории по адресу: Хохловский переулок, 7-9. Но этим адресом планы застройщика не ограничиваются. Проект предусматривает также создание барно-ресторанного комплекса в соседнем Колпачном переулке, с использованием двух замечательных особняков, о которых поговорим сегодня.

Сейчас для прохода из двора в Хохловском к этим особнякам надо выйти из двора и обогнуть стоящую на углу Хохловского и Колпачного старую районную электростанцию 1930 года постройки.

-2

Свернув направо, попадаем в Колпачный переулок, где сразу по ходу нашего движения нас встречают владения родственников Петра Ивановича Юргенсона, о котором уже говорилось в статье об истории палат Украинцева.

Сначала мы увидим очень красивый фасад так называемого дома А.П. Снегирёвой, соединяющий в своём оформлении элементы разных эпох и архитектурных направлений.

-3
-4

Общий неоклассический облик фасада в сочетании с крылечком из эпохи Ренессанса и большими окнами первого этажа, свойственными стилистике модерна, делают это здание совершенно особенным.

При этом всё выглядит очень гармонично. Здание обязательно привлекает внимание любого проходящего по переулку.

Здание построено в 1912 году архитектором Владимиром Глазовым для знаменитого глазного врача, профессора МГУ Константина Владимировича Снегирёва, сына не менее знаменитого гинеколога В.Ф. Снегирёва, о чьём доме на Плющихе ещё будет случай поговорить в будущем.

К.В. Снегирёв был женат на дочери Петра Юргенсона Александре, и первоначально дом был записан на неё, поэтому часто называется домом А.П. Снегирёвой.

В здании располагалась глазная клиника, в которой в 1914 году лечился девятилетний Михаил Шолохов, впоследствии упомянувший о докторе Снегирёве в своём романе «Тихий Дон». Сюда писатель отправил лечиться после ранения своего героя Григория Мелихова.

После революции владение К. В. Снегирёва было национализировано, но он всё равно вплоть до конца 1920-х годов проживал в особняке и содержал свою лечебницу.

Затем в доме разместились коммунальные квартиры. В 1948 году коммуналки, в которых проживало 16 семей, были расселены, а здание реконструировано, на что было затрачено более миллиона рублей, изъятых, предположительно, из средств МГБ СССР. Освободили дом неспроста. Сюда вселился и до своего ареста 12 июля 1951 года проживал министр государственной безопасности СССР В. С. Абакумов. О том, где он жил до вселения в этот особняк, я писала в одной из предыдущих публикаций.

В настоящее время в строении расположен один из офисов Службы внешней разведки РФ.

Однако к теме моего сегодняшнего рассказа относится следующий особняк.

-5

Это прелестное здание, сочетающее стилистику готики и ренессанса, построено тем же архитектором Владимиром Глазовым для сына Петра Юргенсона - Григория Петровича.

При здании имеется трогательный уголок отдыха - маленький садик.

-6
-7

Признаться, мне ни разу не приходилось тут никого видеть, но местечко очень приятное.

Сейчас здесь располагается лечебно-диагностический центр Генерального штаба Вооружённых сил РФ.

Именно это здание предполагается использовать для устройства барно-ресторанной зоны бизнес-кластера на Хохловке, вместе со стоящим по-соседству ещё одним причудливым готическим особняком.

-8
-9

Мимо этого "английского замка" никто не пройдёт равнодушным. Это особняк русского промышленника немецкого происхождения Андрея Львовича Кнопа. Рядом с ним, но чуть в глубине двора, не выходя на красную линию переулка, расположился особняк его брата Фёдора Львовича.

-10

Андрей и Фёдор Кнопы были сыновьями Иоганна Людвига Кнопа, переехавшего в Россию из Англии в 1839 году в качестве представителя компании De Jersey&Co. С 1846 года Кноп занялся импортом английских паровых машин для текстильных фабрик, в чём достиг больших успехов, а в 1852 году основал «Торговый дом Л. Кноп». В 1877 году император Александр Второй за развитие русско-английской торговли пожаловал Кнопу баронский титул, а его сыновья Андреас (Андрей Львович) и Теодор (Фёдор Львович) приняли российское подданство. Дела Кнопа шли исключительно успешно: его предприятие имело почти монопольное положение на российском рынке, а продажа оборудования на условии получения паёв к концу XIX века сделала его совладельцем более 100 мануфактур. В те годы широкое распространение получила поговорка «Где церковь, там и поп, а где фабрика — там Кноп».

Для размещения своей усадьбы Кноп выбрал Колпачный переулок, поскольку поблизости располагался евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, прихожанами которого была вся его семья. Неподалёку от усадьбы, в Китай-городе находился и «Торговый дом Л. Кнопа». После смерти Кнопа сыновья унаследовали его предприятия и владения и разделили обширную городскую усадьбу: участок № 7 с отцовским домом, перестроенным в 1869 году по проекту архитектора Бориса Фрейденберга, перешёл Фёдору Львовичу, а на участке № 5 Андрей Львович в 1900—1901 годах выстроил особняк по проекту Карла Треймана - то самый английский замок, который является одним из украшений Колпачного переулка.

Кнопы-сыновья много времени уделяли меценатству: Фёдор содействовал лечебницам для душевнобольных и тюремному комитету, а Андрей был председателем общины собора Петра и Павла и одним из основных жертвователей при строительстве нового здания церкви в 1903—1905 годах.

С началом Первой мировой войны Кнопы, как и другие немецкие предприниматели, попали под гонения. После революции большинство представителей этого рода эмигрировали, другие были сосланы в Сибирь и расстреляны.

Особняк Андрея Львовича Кнопа был национализирован, первоначально там располагалось представительство Украинской ССР, затем его сменил Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в здании располагалась приёмная председателя ГОЭЛРО Глеба Кржижановского. С 1936 года дом № 5 по Колпачному переулку занял Московский городской комитет ВЛКСМ. После начала Великой Отечественной войны в 1941 году здесь принимали заявления от добровольцев, выдавали путёвки на фронт, формировали команды ПВО, санитарные дружины и отряды разведчиков и диверсантов, работавшие в тылу врага. В числе отправившихся отсюда на фронт были Зоя Космодемьянская, Наталья Ковшова, Мария Поливанова.

В середине 1990-х годов в особняке была проведена научная реставрация фасадов и интерьеров для размещения дома приёмов компании ЮКОС. По соглашению с компанией Департамент культурного наследия города Москвы организовывал в здание экскурсии, посетители которых могли ознакомиться с сохранившимся дореволюционными интерьерами. Также в бывшем особняке Андрея Кнопа проводились культурно-выставочные мероприятия. На 2017 год здание перешло в собственность компании «Глобал Риэлти», основным владельцем которой являлась кипрская оффшорная компания, а помещения занимали офисы. Вот уж теперь трудно сказать, осталось ли что-нибудь от дореволюционных интерьеров.

В марте 2017 года владельцы здания направили на рассмотрение в Департамент культурного наследия проект реконструкции здания и обосновывающий его государственный акт историко-культурной экспертизы. Предложенный проект предполагал занижение уровня земли на одном из фасадов на 3,4 метра для оборудования нового цокольного этажа со стенами из монолитного железобетона, изменение конструкции крыши, организацию дополнительных окон и дверей и замену значительной части перекрытий здания, чтобы обеспечить новой конструкции устойчивость.

Несмотря на охранный статус здания, государственные эксперты назвали допустимым внесение значительных изменений в экстерьер и интерьеры памятника архитектуры в рамках «приспособления для современного использования», а также объединение усадеб Андрея Львовича и Фёдора Львовича Кнопов в единый комплекс, несмотря на разные годы постройки, разных архитекторов и разное художественное решение. В апреле 2017 года Градостроительно-земельная комиссия города Москвы одобрила проекты реконструкции усадеб.

Я не знаю, есть ли какая-то связь этой активности владельцев особняка А.Л. Кнопа - компании "Глобал Риэлти" с планами и деятельностью компании AD Development, затеявшей создание пресловутого бизнес-кластера на Хохловке. Я не знаю, есть ли вообще какая-то связь между этими двумя компаниями. Могу только подозревать, что вся эта активность неспроста.

Плохого в том, что особняки Г.П. Юргенсона и Кнопов сформируют некое барно-ресторанное пространство в Колпачном, я не вижу. По крайней мере, здания окажутся открыты для посещения, в отличие от сегодняшнего положения вещей.

Однако при этом хотелось бы, чтобы, во-первых, не было утрачено то из дореволюционных интерьеров, что ещё сохранилось (если, конечно, хоть что-то сохранилось). И очень бы хотелось, чтобы внешний вид зданий не был искажён перестройками. Я уже писала о том, что нынешний застройщик обещает всё делать грамотно, научно и бережно. Насколько можно этому верить, мы тоже знаем, будучи много раз обмануты. Остановить процесс, видимо, уже не удастся. Осталось попытаться его контролировать.

Если у вас есть какие-то сведения, соображения, дополнения - делитесь, пожалуйста. Я думаю, все заинтересованные читатели будут этому рады. Я буду благодарна за высказанное мнение любому, кому не безразлична судьба Москвы и конкретно этого района.

Ставьте лайки и читайте другие публикации канала. Подписывайтесь, если интересно.

А мы в следующий раз поговорим о других обитателях Колпачного переулка и о важных исторических событиях, связанных с этим местом.

Другие публикации об Ивановской горке читайте здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

Расписание моих пешеходных экскурсий по Москве смотрите здесь.

До встречи!