Cinema Sovietique - рубрика моего канала, в котором я рассуждаю о советском кино. Или же делаю на свой страх и риск списки. Или рассказываю о любимых советских фильмах.
Итак, Первая Десятка Лучших Актрис СССР! Ура, товарищи!
Несколько уточнений для любителей покритиковать. Я родился в 1989-ом и был взращен на английском роке и советском кинематографе - оба явления до сих пор считаю лучшими в искусстве двадцатого века. Прослушал я английского рока очень много, а советских фильмов пересмотрел и того больше. Не судите строго - мои списки являют собой взгляд на определенную эпоху (1917 - 1991) с позиции человека, выросшего в девяностые. Может что-то я упустил, может что-то не так понял. В любом случае я открыт для дискуссий.
10 - Лариса Удовиченко
Почему?
Хитрая, не всегда искренняя, зачастую очень капризная - но всегда привлекательная и обаятельная! Может и не самая - но одна из самых-самых это точно! Да, такая она, эта Лариса Ивановна. Только не та, которой Мимино обрывал телефон, а Удовиченко.
Лучшие Роли?
Манька-Облигация из "Места Встречи", Тамара из "Женатого Холостяка", Александра в "Собачьем Пире".
Коронные Фразы?
- Облигация или аблигация? ("Место Встречи Изменить Нельзя")
- Не бери на понт, мусор! ("Место Встречи Изменить Нельзя")
9 - Ирина Купченко
Почему?
Кротость, сострадание, лёгкое осуждение (но с готовностью моментально всё простить в случае раскаянья) - во взгляде Ирины Купченко всё перечисленное всегда присутствует. Причем с избытком. А большего, пожалуй, и не надо.
Лучшие Роли?
Вера Ивановна в "Чужих Письмах", жена Волшебника в "Обыкновенном Чуде", Она в "Без Свидетелей", Елена Филимоновна в "Забытой Мелодии Для Флейты".
Коронные Фразы?
- А ещё пожалуюсь мужу — и он превратит вас… в крысу. ("Обыкновенное Чудо")
8 - Наталья Андрейченко
Почему?
Наталья Эдуардовна как будто бы сошла в советский кинематограф прямиком из Букингемского дворца: такие манеры и такой лёгкий-лёгкий снобизм присущ только монаршим особам.
Лучшие Роли?
Мэри Поппинс из "Мэри Поппинс, До Свидания", Антипова из "Военно-Полевого Романа".
Коронные Фразы?
- Но, я надеюсь, вы позволите себе напоить меня чаем? ("Мэри Поппинс, До Свидания")
- На такие вопросы леди не отвечают, потому что джентльмены их не задают. ("Мэри Поппинс, До Свидания")
7 - Ирина Алфёрова
Почему?
Я не особо люблю копаться в личной жизни артистов, однако у меня всего лишь один вопрос к покойному Александру Абдулову: зачем гулять налево, если у тебя в женах Алфёрова, одна из самых красивых женщин советского кинематографа? И при этом еще и одна из самых талантливых?
Лучшие Роли?
Однозначно Констанция из "Трёх Мушкетеров" (в это роли, кстати, никого кроме Алфёровой не приемлю - она, фактически, создала эталон), Катя Лаврова в фильме "С Любимыми Не Расставайтесь",
Коронные Фразы?
Думаю, что Ирине Ивановне это ни к чему - она может просто посмотреть на зрителя и всё будет понятно и без слов.
6 - Наталья Гундарева
Почему?
Потому быть всегда разной - это очень тяжело. Особенно для актрисы.
Лучшие Роли?
Сыграть эгоистичную колхозницу (Доброхотова в "Сладкой Женщине")? Проще простого. Служанку (Смеральдина в "Труффальдино")? И того проще. Нелюбимую давным-давно жену (Нина Бузыкина из "Осеннего Марафона")? Вообще не вопрос. Императрицу (Елизавета Петровна в "Виват, Гардемарины")? Проще пареной репы. Ну а алкоголичку (Жанна в "Собачьем Пире")? Да вообще как два пальца об асфальт - Наталья Георгиевна могла всё! Ах, да, совсем забыл отметить аллюзию на Аллу Пугачёву - в великолепном "Зимний Вечер В Гаграх" Гундарева играет некую певицу Мельникову, которая пытается всех построить, но в итоге получает достойный отпор.
Коронные Фразы?
- Ты мне больше сладкого не покупай. Оно мне на фабрике осточертело. Я селедку лучше люблю. ("Сладкая Женщина")
- Аллё? Аллё! Ну что вы там молчите и дышите? Хоть бы мяукнули.("Осенний Марафон")
5 - Маргарита Терехова
Почему?
Ну я как-то вообще теряюсь и не нахожу слов. Как объяснить величие Маргариты Тереховой? Думаю что никак - надо просто смотреть фильмы, в которых она играла.
Лучшие Роли?
Для меня её главная роль - обворожительная и коварная Миледи в "Д’Артаньяне И Трёх Мушкетерах". Ну это для меня её главная (и любимая мною) роль, а так ведь Маргарита Борисовна много где блистает: Наташа Шипилова в "Белорусском Вокзале", графиня Диана в "Собаке На Сене", Антонина Сергеевна в "Расписании На Послезавтра", донья Марта из "Благочестивой Марты". Ну и конечно же не будем забывать о "Зеркале" Тарковского - там Терехова все грани своего таланта демонстрирует.
Коронные Фразы?
- Я… я не хочу умирать! Я… я слишком молода, чтобы умереть ("Д’Артаньян И Три Мушкетера")
Впрочем Маргарита Борисовна и без громких фраз впечатляет так, что мурашки по коже.
4 - Анна Самохина
Почему?
В СССР было много красивых актрис, и было много талантливых актрис. А красивых и в то же время талантливых? Тоже были, но не так много, как может показаться. Так вот Самохина - этот как раз тот редкий случай, когда актриса и жуть какая красивая, и дико талантливая.
Лучшие Роли?
Мерседес в "Узнике Замка Иф", Рита в "Воры В Законе", Маритана в "Дон Сезар Де Базан".
Коронные Фразы?
Слова, как говорится, излишни. Самохина своими образами нивелирует все выражения, афоризмы и остроты.
3 - Алиса Фрейндлих
Почему?
Потому легко и не напрягаясь жонглирует амплуа и образами. И зачастую в одной и той же роли. Многогранность дело такое, сложное. Не каждая так может.
Лучшие Роли?
Вырубова в "Агонии", Людмила Прокофьевна в "Служебном Романе" и Анна Австрийская в "Д'артаньяне И Трёх Мушкетерах". Согласитесь, что далеко не каждая актриса сможет убедительно смотреться и в роли "синего чулка", и в роли королевы.
Коронные Фразы?
- А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после неё. ("Служебный Роман")
- Опять врёте, товарищ Новосельцев! ("Служебный Роман")
2 - Марина Неёлова
Почему?
Самая нежная и чувственная актриса советского кино? Однозначно Марина Мстиславовна. Больше ничего и не добавишь.
Лучшие Роли?
Алла в "Осеннем Марафоне", Александра в "Фантазиях Фарятьева" и Елена Сергеевна в "Дорогая Елена Сергеевна".
Коронные Фразы?
- Дядя Коля! А правда, когда Андрей Палыч ест, он на кролика похож?("Осенний Марафон")
1 - Людмила Гурченко
Почему?
Потому именно Людмила Марковна и является, если говорить честно и откровенно, лицом советского кинематографа - и отражает своими образами все его как минусы, так и плюсы.
Лучшие Роли?
Задел Марковна дала еще в "Карнавальной Ночи" - её Леночка Крылова заряжает оптимизмом и верой в светлое будущее. Далее последовало продиктованное свыше полузабвение на почти десятилетие (хотя актриса в этот период и снималась, однако же ярких ролей у неё почему-то не было), а уже в конце шестидесятых Гурченко продолжила безжалостную атаку на зрителей своими яркими ролями: Ниниш в "Табачном Капитане", Клара Бокардон в "Соломенной Шляпке", Тётя Маша в "Маме", Тамара Васильевна в "Пять Вечеров". Апогеем я бы назвал Веру в "Вокзале Для Двоих" и Раису Захаровну в "Любовь И Голуби". Ну а Людмила Пашкова из "Моя Морячка" - это так, приятный довесок.
Коронные Фразы?
Ой, у Гурченко что ни фраза - то афоризм, я замахаюсь это всё тут писать!
Продолжение:
50 Лучших Актрис СССР (Часть V)
50 Лучших Актрис СССР (Часть IV)
50 Лучших Актрис СССР (Часть III)
50 Лучших Актрис СССР (Часть II)
#людмила гурченко #марина неёлова #анна самохина #советское кино #кино ссср #ностальгия #советские актрисы #маргарита терехова #лариса удовиченко #алиса фрейндлих