Александр Сергеевич Пушкин был человеком светским. Он любил шумную толпу, внимание, окружение. Не счесть его попытки вызвать разных мужчин на дуэль, а как обсуждались его романы... но при всем при этом он мог творить, мог писать гениальное, не отвлекаясь на витающую вокруг шелуху.
Больше всего поэт и прозаик любил осень, этот период был для него самым плодотворным. Более того, написанное в это время кормило его затем весь оставшийся год.
В том числе поэтому он был весьма раздражен, когда в 1830 году в самом конце августа ему пришлось уехать из Москвы в Болдино. Предполагалось, что он за месяц (максимум!) оформит процедуру владения деревней (ее специально для Пушкина выделил отец), заложит ее, получит деньги и вернется в столицу. Деньги были необходимы в качестве приданого на свадьбу, которого за Натальей Гончаровой не было. Такая вот странная юридическая процедура.
Пушкин понимал, что на целый месяц выпадает из привычной московской жизни, теряет целый месяц творчества. Помимо этого настроения не добавляло то, в каком отношении с невестой и будущей тещей он выехал из Москвы – Пушкин в очередной раз поссорился с матерью Натальи Гончаровой, и при выезде не понимал, состоится ли свадьба вообще.
Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом, да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского.
Оказалось, что именно в это время вокруг свирепствует холера. Да такая, что нужно укрыться и не показывать нос на улицу (теперь мы хорошо понимаем, о чем речь, не правда ли?). С делами тоже все было непросто: оформление начало затягиваться. Пушкин написал письма жене и другу, в которых говорил, что задержится, видимо, еще дней на 20-30... кто бы мог подумать, что проведет он в деревне еще два месяца.
Но, как оказалось, это была самая полезная холера в жизни Пушкина. Его самого она не коснулась, конечно. Именно в это время его голова была полна идей, творческих замыслов, неоконченных произведений. А времени заниматься всем этим у него не было. Вынужденное заточение в прошлом году отправило нас расхламлять балконы, а Пушкина – дописывать Евгения Онегина.
Первые стихотворения, написанные в имении, были с ноткой трагичности. «Бесы», например, или «Элегия». Но уже очень скоро Наталья прислала ему успокаивающее письмо, в котором подтверждалось, что свадьба состоится тогда, когда он вернется. Она ждала его, это главное. Помимо этого она была согласна идти замуж без приданого (и, видимо, уговорила согласиться мать, которая и была инициатором всей этой аферы с имением), а значит в деревне можно было и не оставаться. Но холера не давала выехать. Оформлять документы больше не нужно было, поэтому Пушкин с головой окунулся в творчество.
Ерничающий Пушкин пишет другу в самом начале сентября, буквально через неделю после того, как оказался в деревне:
«Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает <...> Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, сиди, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Знал бы он, что впоследствии мудрая не по годам Наталья будет исключительно поддерживать его творчество, а затем, после его смерти, еще и собирать наследие.
Конечно, на творчество влияла не только очаровательность осени, видимая только Пушкиным. Сама опасность, ходившая рядом из-за болезни, тоже давала о себе знать, добавляла музе остроты.
- В сентябре Пушкин (главное!) закончил «Евгения Онегина», над которым работал более семи лет, а также написал «Барышню-крестьянку», «Сказку о попе и работнике его Балде» и ряд стихотворений.
- В октябре – «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»), а также много-много стихотворений и различные критические наброски.
- В ноябре Пушкин написал такие произведения, как «Каменный гость», «Пир во время чумы», «История села Горюхина».
Помимо всего этого Пушкин написал свое первое целиком законченное прозаическое произведение – «Повести Белкина».
В Москву Пушкин вернулся 5 декабря. Ровно через три месяца после того, как приехал в Болдино. Кто знает, что бы было, если бы он «отбыл» в деревне всего месяц, как и планировал?..
Каждое воскресенье в блоге чопочитать выходит рубрика #история одного писателя с рассказом о каком-либо авторе и его истории. Приходите почитать, подписывайтесь и ставьте лайки. Спасибо!