Найти тему
Смыслы на вынос

Как получить номинацию на «Оскар» в одиночку?

История успеха аниматора PES.

В 1998 году Адам Песапэйн, изучавший английскую литературу в небольшом городке, перебрался в Нью-Йорк, где нашел плохо оплачиваемую работу в рекламном агентстве. Одновременно с этим он получил возможность бесплатно снимать на 16мм-камеру и придумал свой первый фильм. Спустя десятилетие аниматор-самоучка, автор «странного» фильма про секс двух кресел в технике stopmotion, превратился в кинорежиссера PES, которого зовут создавать свои рекламные ролики HONDA, Kinder Surprise, Bacardi и PSP.

PES считает, что трогательную, смешную или грустную историю можно рассказать за короткое время так же успешно, как за полуторачасовой художественный фильм. И мир кино с ним согласился: за 95-секундный stopmotion ролик Адам получил номинацию на «Оскар».

Свои первые короткометражки он снимал без финансовой поддержки рекламодателей, даже когда они были готовы заплатить. Потому что хотел реализовать идею на 100% — без чужого вмешательства и ограничений.

Хочу познакомить вас с несколькими принципами популярного аниматора, которые ярко прослеживаются в его творчестве.

1. Никогда не сдавайся, даже если все вокруг считают тебя сумасшедшим

Самой первой работой Адама стал короткий ролик про аварию маленького автомобиля и банана, но по-настоящему серьезным и масштабным трудом можно назвать ленту о любви, плотской любви, двух кресел.

-2

Съемки этого видео заняли полгода. Все вокруг называли его сумасшедшим, узнав на что он тратит время. Работа осложнялась тем, что он сам тогда мало понимал в стопмоушн, хотя имел художественные навыки со школы. Но идея жила в голове, и он решил ее воплотить — ушел с работы, стал заложником кредитных карт и долгое время тренировался на мини-моделях стульев, пока картинка не сложилась. Затем он день за днем поднимался на крышу дома, выставлял картинку, делал кадр, менял картинку, делал кадр, снова менял композицию…

В итоге «странная» идея принесла ему приз в номинации «Лучший Дебют» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси и дала старт карьере в качестве аниматора.

2. Можно получить признание, делая что-то неизведанное для других, но такое захватывающее для тебя

Ту самую номинацию на «Оскар» PES заработал за ролик «Fresh Guacamole» в 2013 году. Полутора-минутная история о рецепте гуакамоле из несъедобных объектов стала самой короткой из всех коротких лент, получивших номинацию. Однако за 95 секундами стоит около пяти недель жизни автора.

Работы PES похожи на молекулярную кухню — привычные вещи оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. Снимать жизнь банальных объектов с другого ракурса Адама вдохновили фильмы чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера.

Кстати, в своем Instagram и на Youtube-канале, с общим числом почти 3 млн пользователей, режиссер щедро делится закадровой кухней.

3. Идеи лежат на поверхности, копи их.
И немного о сложностях поиска реквизита

PESу нравится менять представление людей о знакомых предметах. Сам он часто ловит идеи в неожиданных местах. Со временем даже завел себе «библиотеку», где они могут храниться годами, пока не настанет нужный момент.

На идею «Submarine Sandwich» художника натолкнула выставка промышленного дизайна в MoMA, где он увидел винтажную ломтерезку. Он тут же придумал идею ролика: в интерьере итальянской ростичерии 1920-х годов готовится сэндвич из боксерской перчатки, футбольного мяча, носков и прочего спортивного оборудования. Кстати, именно в нем PES впервые выступил в качестве актера.

Производство ролика заняло почти два года – в нем собрано 2600 кадров, на каждый из которых ушло от двух до девяти часов. Но еще больше времени заняла подготовка. Поскольку ролик снят в интерьере прошлого века, подходящий реквизит собирали по всему миру. PES всегда ищет интересные вещи на eBay, Craigslist (сайт объявлений от пользователей) и блошиных рынках. Винтажную витрину для ролика он искал больше года (!), а старый футбольный мяч ждал из Перу.

Иногда PES воплощает чужие идеи. Так было с роликом «Human Skateboard». На почту упало предложение от рекламного агентства с коротким скромным синопсисом ролика, где вместо скейтборда выступает человек. Кстати, это один из немногих роликов, в котором PES использовал пиксиляцию — технику, где в качестве объекта съемки выступает человек.

4. Любая идея имеет право на реализацию.
Особенно безумная

В одном из интервью Адам признался, что лучший способ избавиться от навязчивой идеи — реализовать ее. Именно поэтому он выпускает в мир все, что занимает в его голове много места. Другой положительный эффект — с помощью съемок можно избавиться от вредных привычек. Если провести за съемкой чего-то вкусного, но вредного, несколько недель подряд, ты не захочешь видеть этот продукт в ближайшие пару лет. Так вышло с арахисовой пастой при съемке ролика «KaBoom».

5. Чужое финансирование не всегда перекрывает кислород творчеству

При съемке ролика «Submarine Sandwich» Адам воспользовался помощью других людей — он собрал $48,922 через краудфандинговую платформу Kickstarter. Ролик «Human Skateboard» заказал бренд обуви для скейтбординга Sneaux (просто добавьте логотип в конце (;)). А последнюю работу «The Fish» поддержали компания Corona и Parley.

Ролик акцентирует внимание на важнейшей экологической проблеме — загрязнении воды пластиком. На создание понадобилось три недели подготовки и работа в команде с художниками и аниматорами.

Надеюсь, эта история вдохновила вас. Какая работа известного аниматора вам понравилась больше всего?