Возможно, вы думаете, что коучинг - особенно лайф-коучинг - это что-то вроде "желаемое за действительное", терапия в стиле "лайт". Я тоже так думал. Пока я не прошла один курс коучинга и почти в одночасье не стала сторонницей того, что является самостоятельной областью с убедительной и надежной философской и практической основой.
Вы также можете думать, что коучинг - это служба поддержки, основанная на отношениях один на один и беседах. Это слабое описание мощного процесса, но это именно так. Кроме того, есть еще две интересные вещи, которые более широко применимы: коучинг как развивающаяся коллекция инструментов, которые мы все можем использовать, чтобы быть более эффективными в нашей жизни, и коучинг как образ жизни, культура, способ существования. В поддержку этих двух более поздних смыслов я предлагаю следующие выдающиеся - и очень разные - книги о коучинге, которые откроют глаза и будут полезны практически любому человеку, будь то коуч или нет.
Процветающий коуч: Увеличение дохода и влияния для вас и ваших клиентов
Стив Чандлер и Рич Литвин (2013)
Книга Чандлера и Литвина - это мотивирующее, основанное на опыте руководство по всему, что обещают название и подзаголовок, и одна из лучших бизнес-книг, которые я читал для любого поставщика услуг или одиночного профессионала. Вот некоторые из их мудрости, переведенные для общих целей:
Есть три составляющих успеха коуча (или поставщика услуг): создание клиентов, бесстрашное служение и глубокая внутренняя работа.
Да, клиенты создаются - а не убеждаются, манипулируются или привлекаются - с помощью разработанной вами системы, в центре которой находятся мощные демонстрации, объединяющие воображение и действие. Клиенты становятся клиентами либо по рекомендации, либо потому, что вы приглашаете их смелыми предложениями.
Чтобы быть эффективным и делиться всем, что, как вы знаете, ваша услуга может предложить человечеству, вы должны бесстрашно вести и служить другим, а не поддаваться угодничеству, нуждаемости, поверхностному маркетингу, опеке и т. д.
Чтобы делать все вышеперечисленное в меру своих возможностей, вы должны постоянно учиться и расти, заниматься глубокой внутренней работой.
Профессионал учится любить продажи и бизнес-аспект своих услуг так же сильно, как и оказание услуг, поскольку одно без другого существовать не может. Первое должно быть легко, потому что вы твердо уверены в ценности того, что вы предлагаете.
Чтобы получить клиентов, вы должны ходить на работу так, как ходят на работу "синие воротнички" - по расписанию, прилагая усилия, выполняя работу изо дня в день. Работа - это цена денег. На пути к платным клиентам заполните свой день полезными разговорами и построением отношений, а не электронной почтой, социальными сетями, общим маркетингом и тактикой избегания.
Завершайте свои разговоры о продажах на ноте возможностей - что в этом есть для них и их желаемых результатов? - а не доступности. "Да живет в стране нет". Подавайте, как официант подает... Могу ли я получить (сделать) что-то для вас?
Привычка коучинга: Говорите меньше, спрашивайте больше и навсегда измените свой стиль руководства
Майкл Бунгей Станьер (2016)
Задавать динамичные, эффективные вопросы в нужное время - ключевой навык мастеров коучинга и основа всех успешных коучинговых бесед. Бунгей Станьер использует всю свою книгу, чтобы показать, как далеко может продвинуться любой лидер или менеджер, задав всего семь конкретных вопросов:
Что у вас на уме? Этот "вопрос-открытие" также помогает напомнить нам о других полезных советах: Задавайте по одному вопросу за раз, затем остановитесь и ждите ответа.
А что еще? "Вопрос AWE" напоминает нам о силе открытых вопросов в противовес таким, как "Почему?" и тем, которые дают только ответы "да/нет". Это быстрый и простой способ получить больше информации и породить новые мысли и варианты.
Что для вас является настоящим вызовом? Фокусный вопрос", демонстрирующий силу "что", этот вопрос позволяет преодолеть предысторию и беспорядок и направить разговор в сторону решений и преодоления препятствий.
Чего вы хотите? Автор называет это "основополагающим вопросом", который возлагает ответственность и ожидание быть взрослым на другую сторону.
Как я могу помочь? Этот вопрос, также известный как "Ленивый вопрос", не предназначен для того, чтобы спасти или переложить ответственность на того, кому он адресован. Скорее, он звучит так: "Итак, что ты хочешь от меня? (т.е. переложить ответственность на другого, чтобы уточнить).
На что вы отвечаете отказом? Этот прием, получивший название "Стратегический вопрос", побуждает получателя проанализировать, работает ли он над самым важным и, параллельно, над необходимыми границами и естественными пределами.
Что было для вас наиболее полезным? Этот "обучающий вопрос" - элегантный способ завершить многие беседы. Спрашивающий узнает о другом, а респондент в процессе поиска и получения ответа закрепляет свои знания, что было ценным.
Книги, занявшие второе место по количеству мощных вопросов: Good Leaders Ask Great Questions: Your Foundation for Successful Leadership (John C. Maxwell, 2014) подробно описывает значение вдумчивых вопросов для эффективного лидерства. Книга "Коучинговые вопросы: A Coach's Guide to Powerful Asking Skills (Tony Stoltzfus, 2008) содержит сотни примеров вопросов (и обоснования их использования), которые можно использовать в различных ситуациях.
Введение в экзистенциальный коучинг: как философия может помочь вашим клиентам жить с большей осознанностью, смелостью и собственностью
Янник Жакоб (2019)
Экзистенциальный коучинг использует темы экзистенциальной философии, чтобы помочь клиентам справиться с их повседневной жизнью, целями и проблемами на глубинном уровне существования и человеческих сущностей. Опубликованная научным/профессиональным издательством, эта короткая книга обладает мощным мозговым ударом, но при этом является достаточно доступным чтением для неспециалистов. В ней не только приводятся убедительные доводы в пользу этого конкретного подхода, но и демонстрируется, как борьба с философией и ее темами способствует нашему высшему благосостоянию.
Немного предыстории:
Экзистенциализм - это философская традиция, развитая в девятнадцатом и двадцатом веках в основном западноевропейскими философами, включая таких известных, как Кьеркегор, Хайдеггер, Ницше и Сартр, которые сосредоточились на опыте существования человеческой личности.
Человеческое существование для этих мыслителей вращается вокруг постоянных и взаимосвязанных тем свободы, выбора и ответственности; подлинности; фактичности и человеческой данности; абсурда, смысла и создания смысла; изоляции и другого; и раздражения, ужаса и тревоги.
Соединяем некоторые следствия из вышесказанного: Мы все рождаемся как ограниченные личности в конкретных ситуациях и все сталкиваемся с окончательной гарантией: смертью. Однако мы не определяемся такими фактами биологии и культуры, потому что мир абсурден, по своей природе лишен смысла, и мы сами определяем смысл существования. Мы "приговорены" этой свободой (Сартр, 1946), поскольку наша задача - выбирать пути, создавать себя и нести за это ответственность, зная, что в конечном итоге мы умрем. Эти реалии, естественно, вызывают чувство тревоги и страха, в том числе и в наших отношениях с другими людьми, которые сами проходят через подобное существование. Мы должны стремиться к аутентичности (уклонение от этого называется недобросовестностью), к мужественному постоянному стремлению принять и справиться с этими грозными столпами человеческой жизни.
Экзистенциальный коучинг удачно совпадает с развитием психологии под названием "Позитивная психология 2.0" доктора Пола Вонга. В то время как позитивная психология изучает то, что хорошо в людях - черты характера, привычки, эмоции и т.д., которые сопутствуют счастью, устойчивости и процветанию - PP2.0 относится к ответвлению, которое признает и исследует более темные и сложные стороны человеческой психологии и то, как эти вещи связаны с благополучием человека.
Итак, соедините типично позитивную, устремленную вперед, ориентированную на достижение целей направленность коучинга и характерно мрачную и сложную природу экзистенциализма, и вы получите экзистенциальный коучинг: средство, позволяющее здоровым, функционирующим клиентам обсуждать эти сложные темы в контексте их собственной жизни и проблем, что ведет к большему функционированию и благополучию, интеграции светлого и темного и даже процветанию.
Тренируйте человека, а не проблему: руководство по использованию рефлексивного исследования
Марсия Рейнольдс (2020)
Автор Марсия Рейнольдс - мастер-коуч, имеет докторскую степень по психологии и владеет фирмой по обучению лидерству и коучингу. Она также делится своими знаниями и опытом в самых глубоких статьях по продуктивному коучингу. Вот полезные выводы для всех нас из ее последней книги:
Как уже было сказано выше, в основе коучинга лежат сильные вопросы. Рейнольдс добавляет к этому трюизму "да, но звездочку". По ее словам, вопросы приносят ответы. Что нужно клиентам, так это понимание. А его они получают в ходе рефлексивного исследования.
Рефлексивное расследование снимает с коуча нагрузку по задаванию правильных вопросов. Вместо этого Рейнольдс предлагает отразить другому то, что вы услышали, а затем задать любой естественный для вас вопрос. Например, я только что выслушал, как вы перечислили несколько вещей, которые вас расстраивают в вашем начальнике, но при этом вы говорите, что у вас прекрасные отношения. Как эти вещи не противоречат друг другу? В этом случае респондент может уточнить свои высказывания, поделиться тем, как он работает с этими разочарованиями или обходит их, или, возможно, осознать некоторые серьезные пробелы в общении, над которыми необходимо работать.
Когда вы слушаете других, будьте бесстрашным думающим партнером, но отстраняйтесь от того, что, по вашему мнению, должен сказать или сделать другой. Когда вы не осуждаете других и не даете советов, другие чувствуют себя в безопасности, о них заботятся, и они могут сами прийти к тем выводам и осознанию, которые им необходимы в данный момент.
Задавание вопросов не должно быть единственной заменой совета. Более полезными альтернативами могут быть перефразирование услышанного, обмен эмоциями, которые вы заметили, и другие размышления, которые помогут собеседнику по-новому взглянуть на собственные перспективы.
В разговоре с человеком, находящимся в состоянии конфликта, не отвлекайтесь от проблемы. Это означает поддержку, доверие и одобрение человека; отражение того, что вы слышите, и выражение того, что вы замечаете. Это не означает центрирование на проблеме, ее анализ, исправление за них или мозговой штурм решений (если только они не попросят вас об этом или не поймут, что это то, чего они больше всего хотят или в чем нуждаются).
Подумайте об активной роли приема в разговоре. Это позволит вам установить связь с другим человеком и укрепить ваши отношения, продемонстрировать, что вы слышите/цените/понимаете его, а также исследовать, учиться и расти вместе. В отличие от этого, слушание может быть более отстраненным и транзакционным, когда мы слушаем, чтобы собрать информацию, ответить на вопрос, решить проблему или следовать социальным нормам.
Присутствие и намерение - две самые важные вещи в вашем общении и отношениях с другими людьми. Как вы присутствуете для других в данный момент и каково ваше намерение при взаимодействии?
(Эта концепция также полезна для самокоучинга. В следующий раз, когда вы будете страдать, попробуйте быть с собой, а не с проблемой).
То, что я описал выше, - лишь верхушка айсберга того, что каждая из этих книг может предложить не-коучу. Если что-то из этого материала вас зацепило, я советую вам прочитать и даже перечитать всю книгу. Они полны таких практических, реальных, не очевидных советов, которые приходят из многолетнего опыта и вдумчивого наблюдения, и которые дают свежие идеи при повторных встречах.