Найти в Дзене
Булавка для бабочки

У сына в 4 классе начался новый предмет - ОРКСЭ. Первый урок меня очень удивил и заставил подробно изучить учебник.

У нас в этом году у ребёнка четыре новых предмета: финансовая грамотность, родной язык, родная литература и ОРКСЭ.

Когда я увидела этот предмет в расписании, то сразу же зашла в чат класса и спросила педагога, что это значит. Оказалось - Основы Религиозных Культур и Светской Этики.

«Круто!» - ответила я. А сама вспомнила, как училась в педагогическом колледже, писала диплом на тему «Рождество Христово» и на защите делилась с комиссией своим желанием ввести в школьную программу предмет, на котором все дети смогли бы узнать о православии.

Тогда мне возразили некоторые учителя, что наша страна многонациональная и многорелигиозная и нельзя всем детям рассказывать исключительно о христианстве. А многие вообще считали, что про религии в школе говорить не стоит.

Спустя несколько лет я и сама пришла к тому, что только о христианстве говорить в школах нельзя, но вот рассказать детям о многообразии религий, немного углубиться в каждую, рассказать о том, что их объединяет и чему они учат - это было бы здорово.

И вот в школьной программе сына появился такой предмет.

Естественно, я очень заинтересовалась.

Когда Матвей вернулся из школы, я первым делом поинтересовалась, что же было на уроке. Думала, что сейчас он мне расскажет о том, как много в России разных религий, про христианство, буддизм и ислам.

Но он рассказал мне совсем не об этом.

На уроке им почему-то говорили о Владимире Ильиче Ленине и о том, что его не хотели хоронить.

Давно я не вспоминала дедушку Ленина. Думала, что в наше время детям о нем рассказывают только на уроках истории в классах постарше. Но нет. Оказалось, что и Основы религиозных культур каким-то образом связаны с Владимиром Ильичом.

Спросила учительницу, ничего ли мой сын не путает и действительно ли они говорили о Ленине. Оказалось, что правда. Педагог рассказывала детям об истории России, ставила все гимны нашей страны и затронула так же тему Ленина.

Но после рассказа о том, что Ленина так и не похоронили, сын был под таким впечатлением, что про гимны не особо запомнил.

Честно говоря, я немного напрягалась после такого начала.

А на выходных обнаружила у Матвея в рюкзаке учебник по новому предмету и в итоге целый день его читала и пыталась составить своё мнение.

-2

Программа состоит из трёх блоков.

Первый блок о национальностях народов России. Второй о многообразии культур и религий. А третий о человеческих ценностях.

Прочитав первый блок я порадовалась, что наших детей будут учить уважительному отношению к разным национальностям, населяющим территорию России.

В учебнике пишут о том, как разные племена и народы присоединялись к России, о дружбе наших народов, о том, что все мы единое государство, о том как переплетены наши культуры.

С большим уважением и симпатией написано и о казанских татарах, и о народах Кавказа, и о еврейском народе, и о народах Сибири.

Пока я читала разные главы учебника, то мечтала побывать и в Казани, и в Нальчике, и во Владикавказе, и на Кольском полуострове, и в Биробиджане.

Все народы описаны в таком позитивном ключе, что с ними действительно хочется дружить и они видятся братьями.

И я с грустью понимала, что мое поколение воспитано несколько иначе. На данный момент реальность такова, что межнациональная рознь для многих - обычное дело. Хочется верить, что наши дети вырастут все же более терпимыми по отношению друг к другу.

-3

Второй блок меня разочаровал.

В нем говорится о культурах разных народов, но освещается только тема одежды, постройки домов и национальной еды. Причём о еде рассказывается почему-то исключительно о еврейской. Конечно интересно было почитать про форшмак и цимес, но я бы с радостью узнала и о кухне других народов.

Про религии очень поверхностно. Хотя общее представление можно получить и о христианстве, и об иудаизме, и о буддизме, и об исламе. Но глубины явно не хватает.

В этом же блоке рассматриваются и праздники. Религиозные и светские. Но не называются даты ни одного из них. И если про Рождество, Пасху и Новый год я ещё поняла из описания, то про остальные, которые сама не праздную, вообще ничего не понятно.

-4

Идея последнего блока мне очень нравится. Все же о человеческих ценностях в школе говорить нужно обязательно.

Но вот насколько удачно будет детям преподнесён этот материал, думаю, зависит от учителя. Впрочем, это касается и остальных тем.

Ведь такой предмет можно вести очень по-разному. Педагог может отнестись к нему формально, и давать ученикам исключительно то, что есть в учебнике, а может из каждого урока сделать что-то особенное и заложить в детях основу для личных духовных поисков.

Пока что я увидела, как в теме про гимны России учитель добавил от себя информацию о забытом всеми дедушке Ленине. Надеюсь, что про Иисуса, Будду, Моисея и Мухаммеде наш педагог будет рассказывать не менее увлекательно и сможет потрясти детей так же, как непохороненным вождем мирового пролетариата.