Леонид Куравлев уже в 1970-е годы стал одним из самых популярных советских актеров. При этом его персонажи - далеко не всегда положительные, они часто ошибаются, но всегда несут в себе некий заряд обаяния, привлекательности - и поэтому нравятся зрителям. Давайте поразмыслим, а какие такие особенные личностные черты позволили Куравлеву стать советской кинозвездой?
Может быть, впечатляющие внешние данные? Высокий рост, мускулатура, импозантность? Нет, в этом плане Куравлеву далеко и до Юрия Яковлева, и до Арнольда Шварценеггера. У него вполне средняя внешность, порой он даже играл персонажей с определенными недостатками (Пашка Колокольников в "Живет такой парень" и Шура Балаганов в "Золотом теленке страдали заиканием").
Может быть, элегантные манеры и чувство юмора? Но и здесь #леонид куравлев уступает, скажем, Андрею Миронову и Александру Ширвиндту. Хотя юмора его героям хватает и в "Афоне", и в "Иване Васильевиче".
В общем, раскрою свое мнение: секрет популярности Куравлева - в особом сочетании добродушия и оптимизма. Слушаешь его песни в том же "Иване Васильевиче" (хотя там пел не сам Куравлев, но делал вид), смотришь на поведение - и веришь, что этот человек насквозь такой и в жизни. Понимаешь, что он не просто играет (хотя доля гротеска, конечно, есть), а живет перед кинокамерами.
Видимо, этим Куравлев в свое время и привлек Василия Шукшина, который взял его на главную роль в своем фильме "Живет такой парень". Шукшин особенно ценил искренность в людях, и сам всегда ярко выражал ее в своих ролях. Именно после съемок у Шукшина Куравлев стал востребованным и популярным, вот как он об этом говорил в одном из интервью:
"С лёгкой руки Шукшина я стал очень много сниматься, он как бы предложил меня режиссёрскому сообществу: «Обратите внимание на этого артиста – Куравлёв его фамилия. Может быть, вам он пригодится». И на меня обратили внимание. Швейцер, Гайдай. Татьяна Михайловна Лиознова, Панфилов, мой «Афоня» у Данелии.".
Оптимизм сквозит буквально во всех ролях Куравлева. Его Жорж Милославский не только справляется со множеством безвыходных, казалось бы, ситуаций в Москве 16-го века, но и помогает трусливому пессимисту управдому Бунше.
Потерпев жесткое фиаско со свадьбой, другой персонаж Куравлева, Володька Завитушкин, не отчаивается и до последнего пытается поддержать свое реноме. Что касается сантехника Афони, то и он, столкнувшись с тяжелыми последствиями своего разгильдяйского отношения к жизни (увольнение с работы, смерть тети Фроси), все же сохраняет способность радоваться жизни и надеяться на лучшее.
И практически везде, во всех фильмах, герои Куравлева получаются беззлобными, добродушными. Есть ли злоба у Афони? Нет, максимум - только хулиганские огрызания в ответ на критику на собрании сотрудников ЖЭКа. Злобен ли Жорж Милославский? Нет, этот аферист прекрасно управляет свои эмоции и лишь иногда включает гнев, когда надо приструнить соратника по несчастью, побудить его лучше играть роль царя.
Подобное сочетание доброты и жизнелюбия можно отметить, пожалуй, лишь у Евгения Леонова. В своих замечательных киноролях Куравлев и Леонов не просто показывают эти важнейшие человеческие качества, они еще и транслируют их.
Ведь то, что нравится зрителям, вызывает чувство сопереживания, глубоко воздействует на психику, на подсознание.
И глядишь, в нас шевельнется что-то от Афони, даже если мы порой забываем, каково это - легко и радостно относиться к жизни, уходить от житейских тревог и суеты.
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.