Найти тему
Olga Lutik Jewelry

Красота коронных драгоценностей Романовых, утраченная и сохранённая ...

С XVIII века драгоценности Императорского Дома Романовых находились в бриллиантовой комнате - в специальном хранилище Зимнего Дворца Санкт-Петербурга.

С началом первой мировой войны, было решено драгоценности короны перевести в Москву, поскольку столица империи находилась в относительной близости от района военных действий.

Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью , что к ним не прилагалось никакой описи, акта передачи или чего-либо подобного.
Это противоречило всем инструкциям, поскольку речь шла о перемещении важнейших предметов, за хранение которых отвечало Камеральное отделение.

Вплоть до весны 1922 года ящики с бриллиантами благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из переименованного в Петроград Петербурга.

Фотография из французского журнала "L` illusration"
Фотография из французского журнала "L` illusration"

Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…».

Полная инвентаризация драгоценных вещей закончилась летом 1917 г. В указанной ведомости перечисляется огромное количество различных ювелирных изделий.

Алмазы и бриллианты Романовых . Описание ниже.
Алмазы и бриллианты Романовых . Описание ниже.

В центре на фотографии алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр. Всемирно знаменитый алмаз. Названный в честь фаворита Екатерины II. В настоящее время хранится а алмазном фонде Оружейной палаты в Московском Кремле.

Слева и справа от него алмаз «Шах». Безукоризненно чистый драгоценный камень массой 88,7 карат. Один из всемирно известных исторических драгоценных камней, второй по ценности в России после бриллианта «Орлов».

Вверху – алмаз, украшающий державу, выполненную для коронации Екатерины II.

Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100.
Этот овальный бриллиант классической огранки, массой около 40 каратов, розоватого цвета, оправленный под брошь, был отобран из числа драгоценностей, обнаруженных в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре
Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре
Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре
Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре

Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре
Всемирно известный алмаз "Орлов" на скипетре

Главным украшением скипетра является, конечно же, роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году.

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл — герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.


По легенде, «Орлов» – один из алмазов, на пару с «Кох-и-Нуром»,
которые служили глазами статуе Брамы.
Статуя стояла в храме на юге Индии.
Самоцвет украл из индуистского храма французский солдат, который сумел втереться в доверие к жрецу храма. А в один из вечеров, из-за разбушевавшейся бури, в храме кроме чужака никого не осталось. Воспользовавшись возможностью, француз вынул из глаза статуи алмаз. В храме было много драгоценностей и кроме вынутого камня, но выдержки и спокойствия вору не хватило.
Взяв только бриллиант, он пустился в бегство, опасаясь, что служители храма вернутся.


Правдива ли эта легенда, неизвестно.
Позже камень был приобретён в Амстердаме у персидского торговца за 400 тысяч флоринов придворным ювелиром Иваном Лазаревым.
Затем был выкуплен у Лазарева графом Г. Г. Орловым и в 1773 году, преподнесён им Екатерине II в день именин вместо букета цветов в тщетной надежде вернуть её утраченную милость.
Весть об этом подарке облетела всю Европу, так как ни у одного из европейских монархов не было бриллианта такого размера.

По менее романтичной версии, фаворит алмаз не покупал, денег за него не платил и очень недолго держал его в своих руках.
Камень через посредничество А. Г. Орлова купила сама Екатерина II, заплатив за него из государственной казны.
Но чтобы отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах, она придумала целый спектакль, а камень получил имя Орлова.

Алмаз "Шах"
Алмаз "Шах"
Алмаз "Шах"
Алмаз "Шах"
Алмаз "Шах"
Алмаз "Шах"

В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А. С. Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума».
Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы — принц Хозрев-Мирза.

Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны — алмаз «Шах».

Камень не огранен, грани всего лишь отполированы: на нем сохранилась часть природных граней октаэдра. Алмаз «Шах» имеет удлиненную форму, а кольцеобразная борозда свидетельствует о том, что его носили как талисман.
На трех хорошо отполированных плоскостях алмаза выгранены надписи: имена троих правителей Персии

Фотография из французского журнала «L´Illustration».Члены первой неофициальной Комиссии по расследованию в России осматривают коронные украшения Романовых, показанные им с разрешения властей в Москве в ноябре 1926 года. Фотография из французского журнала «L´Illustration»
Фотография из французского журнала «L´Illustration».Члены первой неофициальной Комиссии по расследованию в России осматривают коронные украшения Романовых, показанные им с разрешения властей в Москве в ноябре 1926 года. Фотография из французского журнала «L´Illustration»

Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925 году.
Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925 году.
Фрагменты бриллиантовой цепи ордена Св. Андрея Первозванного, состоящей из двадцати съёмных звеньев; в ней чередуются розетки с вензелем Павла I (в самом верху), с Андреевским крестом и двуглавым орлом.
Фрагменты бриллиантовой цепи ордена Св. Андрея Первозванного, состоящей из двадцати съёмных звеньев; в ней чередуются розетки с вензелем Павла I (в самом верху), с Андреевским крестом и двуглавым орлом.
-13

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трех звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I.
Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трех звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I.

К сожалению, коллекция нещадно продавалась.
Но среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны.
Бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги.
Ниже - несколько из таких сохранившихся украшений.
Только представить - как торжественно и бесподобно эта красота выглядела на платье или головке, на шляпке венценосной особы!

Эгрет и серьги в виде фонтана с сапфирами
Эгрет и серьги в виде фонтана с сапфирами
Эгрет в виде фонтана с сапфирами
Эгрет в виде фонтана с сапфирами


Эгретами украшали прически и шляпы. Подобные изделия были популярны на протяжении всего XVIII века.

Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков.
При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты.

В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков.

Камни парюры - великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).

__________________________________________________________________________________________

Отступим немного от созерцания прекрасных украшений Романовых и
сделаем справку по терминам, которые здесь упоминаются.
Надеюсь, будет познавательно и интересно.

«Бриолет» (Briolette cut) — это одна из первых в истории бриллиантовых огранок.

Огранка "Бриолет"
Огранка "Бриолет"


«Панделок» (pandeloque) – это разновидность купонной огранки каплевидной формы, как и известный всем «Бриолет». Но у «панделока» более вытянутая форма, чем у «бриолета», а площадка плоской формы.
По сравнению с «бриолет», конец «капли» более длинный и заостренный.

Только сведущий может увидеть и отличить, но теперь мы с вами профессионально можем взглянуть на украшения.

Огранка "Панделок"
_____________________________________________________________________________________________________________
Огранка "Панделок" _____________________________________________________________________________________________________________

Продолжим любоваться украшениями, сохраненными для нас различными комиссиями новой республики советов:

Большой букет
Большой букет
Большой букет
Большой букет


Служил украшением корсажа парадного платья.
Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.

Свободно и естественно скомпонованный из веток с листьями и цветами, он поражает красотой и богатством цветовых нюансов.

Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение.

Холодноватое сверкание бриллиантов 140 карат смягчено фольгой, которой ювелир пользуется поистине виртуозно.
Фольга окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, кое-где заставляя вспыхивать отдельные алмазы ярким красным цветом, смягчая холодный свет камня.
Особый эффект достигнут искусным варьированием форм и огранки камней. Плоские таблицы изумрудов 50 карат сливаются в сплошные гладкие зелёные нити, а крупные цветы кажутся ощутимо рельефными.


Подвижно скреплённые цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, в которую вплетается изумрудный огонь. Красота!!!

Бриллиантовый пояс
Бриллиантовый пояс

Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем.
Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.

Императорская венчальная корона
Императорская венчальная корона

Особый вид короны, изготавливающийся для наиболее важных членов императорского дома Романовых.
Отдельная бриллиантовая корона делалась для каждой невесты, после чего разбиралась.
Традиция была нарушена в 1884 году. После свадьбы великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны стала "переходящей".

Именно эта корона называется Императорской венчальной.

Как и многие драгоценности императорской семьи, увы, венчальная корона была продана советской властью на запад очень богатому антиквару Норману Вейсу в 1926 году.
Затем ее перепродали на известном аукционе Кристи 26 марта 1927 года в Лондоне за 6100 фунтов. Корону выставили в галерее Вартски, где она пробыла около 40 лет.
А в 1966 году корону снова выставили на аукцион.
На этот раз владелицей драгоценности стала богатая американка Марджори Пост.
Теперь венчальная корона династии Романовых находится в американском музее Хиллвуд.

Великий кн. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна.
Великий кн. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна - супруга великого князя Константина Константиновича
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна - супруга великого князя Константина Константиновича
Великая княжна Елена Владимировна и принц Греческий Николай
Великая княжна Елена Владимировна и принц Греческий Николай
Великая княжна Мария Павловна(младшая) с принцем Швеции Вильгельмом.
Великая княжна Мария Павловна(младшая) с принцем Швеции Вильгельмом.
Великая княжна Мария Павловна(младшая) с принцем Швеции Вильгельмом.
Великая княжна Мария Павловна(младшая) с принцем Швеции Вильгельмом.
Венчание Николая II и Александры Фёдоровны
Венчание Николая II и Александры Фёдоровны

Корона выполнена из серебра и малинового бархата. Ее диаметр — 10,2 см, а высота — 14,5 см.
Крест сверху выполнен из бриллиантов, снятых с эполета работы начала 19 века.

Она была внесена в опись с указанием: «Венчальная императорская корона, украшенная 9 солитерами (из коих 6 больших в кресте и 3 малых на верхней части короны) и 80 гранитюрами, по 4 бриллианта в каждой. 20 465 руб.».

-29

От комиссии по отбору драгоценностей на продажу в советской республике до головки американской красавицы...
От комиссии по отбору драгоценностей на продажу в советской республике до головки американской красавицы...
Эполеты
Эполеты

Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. (Алмазный фонд)

Пряжка-аграф и серьги вишенки
Пряжка-аграф и серьги вишенки

Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье.

Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II.

На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества.

Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами.
Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. (Алмазный фонд)

Великая княжна Мария Павловна(младшая)
Великая княжна Мария Павловна(младшая)

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908 г.

Из воспоминаний Марии:
«На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты в центре и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».

-34
Украшения Александры Фёдоровны
Украшения Александры Фёдоровны

Парюра - ожерелье и кокошник с аквамарином и бриллиантами является частью набора, в который входили серьги и брошь.
Основа была изготовлена из платины.
Колье было изготовлено в 1900 году под руководством самого Карла Фаберже.
Нынешнее местонахождение этой великолепной жемчужины искусства неизвестно.
_________________________________________________________________________________________

«Парюра» — комплект украшений, выполненных в одном стиле.

_________________________________________________________________________________________

Продолжение следует ...

Ну, а сейчас я хотела бы ВАМ представить свою новую коллекцию вечерних и свадебных украшений "FLORA".
Лето - пора вдохновения. Как же жаль, что оно так скоротечно! :-)

Фотография с сайта https://olga-lutik-jewelry.ru/
Фотография с сайта https://olga-lutik-jewelry.ru/

Добро пожаловать на мой САЙТ.

Вы можете подписаться на канал ИНСТАГРАМ , где найдёте ещё больше фото и образов современных принцесс!

Заказать украшения: https://olga-lutik-jewelry.ru

Связаться со мной можно любым удобным способом:
https://olga-lutik-jewelry.ru/kontakty

#культура #украшения #стиль #красота #история #искусство