С XVIII века драгоценности Императорского Дома Романовых находились в бриллиантовой комнате - в специальном хранилище Зимнего Дворца Санкт-Петербурга.
С началом первой мировой войны, было решено драгоценности короны перевести в Москву, поскольку столица империи находилась в относительной близости от района военных действий.
Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью , что к ним не прилагалось никакой описи, акта передачи или чего-либо подобного.
Это противоречило всем инструкциям, поскольку речь шла о перемещении важнейших предметов, за хранение которых отвечало Камеральное отделение.
Вплоть до весны 1922 года ящики с бриллиантами благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из переименованного в Петроград Петербурга.
Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…».
Полная инвентаризация драгоценных вещей закончилась летом 1917 г. В указанной ведомости перечисляется огромное количество различных ювелирных изделий.
В центре на фотографии алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр. Всемирно знаменитый алмаз. Названный в честь фаворита Екатерины II. В настоящее время хранится а алмазном фонде Оружейной палаты в Московском Кремле.
Слева и справа от него алмаз «Шах». Безукоризненно чистый драгоценный камень массой 88,7 карат. Один из всемирно известных исторических драгоценных камней, второй по ценности в России после бриллианта «Орлов».
Вверху – алмаз, украшающий державу, выполненную для коронации Екатерины II.
Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100.
Этот овальный бриллиант классической огранки, массой около 40 каратов, розоватого цвета, оправленный под брошь, был отобран из числа драгоценностей, обнаруженных в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Главным украшением скипетра является, конечно же, роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году.
Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл — герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
По легенде, «Орлов» – один из алмазов, на пару с «Кох-и-Нуром»,
которые служили глазами статуе Брамы.
Статуя стояла в храме на юге Индии.
Самоцвет украл из индуистского храма французский солдат, который сумел втереться в доверие к жрецу храма. А в один из вечеров, из-за разбушевавшейся бури, в храме кроме чужака никого не осталось. Воспользовавшись возможностью, француз вынул из глаза статуи алмаз. В храме было много драгоценностей и кроме вынутого камня, но выдержки и спокойствия вору не хватило.
Взяв только бриллиант, он пустился в бегство, опасаясь, что служители храма вернутся.
Правдива ли эта легенда, неизвестно.
Позже камень был приобретён в Амстердаме у персидского торговца за 400 тысяч флоринов придворным ювелиром Иваном Лазаревым.
Затем был выкуплен у Лазарева графом Г. Г. Орловым и в 1773 году, преподнесён им Екатерине II в день именин вместо букета цветов в тщетной надежде вернуть её утраченную милость.
Весть об этом подарке облетела всю Европу, так как ни у одного из европейских монархов не было бриллианта такого размера.
По менее романтичной версии, фаворит алмаз не покупал, денег за него не платил и очень недолго держал его в своих руках.
Камень через посредничество А. Г. Орлова купила сама Екатерина II, заплатив за него из государственной казны.
Но чтобы отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах, она придумала целый спектакль, а камень получил имя Орлова.
В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А. С. Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума».
Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы — принц Хозрев-Мирза.
Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны — алмаз «Шах».
Камень не огранен, грани всего лишь отполированы: на нем сохранилась часть природных граней октаэдра. Алмаз «Шах» имеет удлиненную форму, а кольцеобразная борозда свидетельствует о том, что его носили как талисман.
На трех хорошо отполированных плоскостях алмаза выгранены надписи: имена троих правителей Персии
К сожалению, коллекция нещадно продавалась.
Но среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны.
Бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги.
Ниже - несколько из таких сохранившихся украшений.
Только представить - как торжественно и бесподобно эта красота выглядела на платье или головке, на шляпке венценосной особы!
Эгретами украшали прически и шляпы. Подобные изделия были популярны на протяжении всего XVIII века.
Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков.
При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты.
В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков.
Камни парюры - великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).
__________________________________________________________________________________________
Отступим немного от созерцания прекрасных украшений Романовых и
сделаем справку по терминам, которые здесь упоминаются.
Надеюсь, будет познавательно и интересно.
«Бриолет» (Briolette cut) — это одна из первых в истории бриллиантовых огранок.
«Панделок» (pandeloque) – это разновидность купонной огранки каплевидной формы, как и известный всем «Бриолет». Но у «панделока» более вытянутая форма, чем у «бриолета», а площадка плоской формы.
По сравнению с «бриолет», конец «капли» более длинный и заостренный.
Только сведущий может увидеть и отличить, но теперь мы с вами профессионально можем взглянуть на украшения.
Продолжим любоваться украшениями, сохраненными для нас различными комиссиями новой республики советов:
Служил украшением корсажа парадного платья.
Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.
Свободно и естественно скомпонованный из веток с листьями и цветами, он поражает красотой и богатством цветовых нюансов.
Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение.
Холодноватое сверкание бриллиантов 140 карат смягчено фольгой, которой ювелир пользуется поистине виртуозно.
Фольга окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, кое-где заставляя вспыхивать отдельные алмазы ярким красным цветом, смягчая холодный свет камня.
Особый эффект достигнут искусным варьированием форм и огранки камней. Плоские таблицы изумрудов 50 карат сливаются в сплошные гладкие зелёные нити, а крупные цветы кажутся ощутимо рельефными.
Подвижно скреплённые цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, в которую вплетается изумрудный огонь. Красота!!!
Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем.
Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.
Особый вид короны, изготавливающийся для наиболее важных членов императорского дома Романовых.
Отдельная бриллиантовая корона делалась для каждой невесты, после чего разбиралась.
Традиция была нарушена в 1884 году. После свадьбы великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны стала "переходящей".
Именно эта корона называется Императорской венчальной.
Как и многие драгоценности императорской семьи, увы, венчальная корона была продана советской властью на запад очень богатому антиквару Норману Вейсу в 1926 году.
Затем ее перепродали на известном аукционе Кристи 26 марта 1927 года в Лондоне за 6100 фунтов. Корону выставили в галерее Вартски, где она пробыла около 40 лет.
А в 1966 году корону снова выставили на аукцион.
На этот раз владелицей драгоценности стала богатая американка Марджори Пост.
Теперь венчальная корона династии Романовых находится в американском музее Хиллвуд.
Корона выполнена из серебра и малинового бархата. Ее диаметр — 10,2 см, а высота — 14,5 см.
Крест сверху выполнен из бриллиантов, снятых с эполета работы начала 19 века.
Она была внесена в опись с указанием: «Венчальная императорская корона, украшенная 9 солитерами (из коих 6 больших в кресте и 3 малых на верхней части короны) и 80 гранитюрами, по 4 бриллианта в каждой. 20 465 руб.».
Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. (Алмазный фонд)
Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье.
Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II.
На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества.
Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами.
Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. (Алмазный фонд)
Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908 г.
Из воспоминаний Марии:
«На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты в центре и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».
Парюра - ожерелье и кокошник с аквамарином и бриллиантами является частью набора, в который входили серьги и брошь.
Основа была изготовлена из платины.
Колье было изготовлено в 1900 году под руководством самого Карла Фаберже.
Нынешнее местонахождение этой великолепной жемчужины искусства неизвестно.
_________________________________________________________________________________________
«Парюра» — комплект украшений, выполненных в одном стиле.
_________________________________________________________________________________________
Продолжение следует ...
Ну, а сейчас я хотела бы ВАМ представить свою новую коллекцию вечерних и свадебных украшений "FLORA".
Лето - пора вдохновения. Как же жаль, что оно так скоротечно! :-)
Добро пожаловать на мой САЙТ.
Вы можете подписаться на канал ИНСТАГРАМ , где найдёте ещё больше фото и образов современных принцесс!
Заказать украшения: https://olga-lutik-jewelry.ru
Связаться со мной можно любым удобным способом:
https://olga-lutik-jewelry.ru/kontakty
#культура #украшения #стиль #красота #история #искусство