Я люблю пересматривать старое кино в компании семнадцатилетней дочери. Изменилось время, много что теперь оценивается по-другому, а некоторые полузабытые фильмы не только не теряют своей прелести, но наоборот – открываются новыми гранями смысла.
В советском кинематографе была прекрасная традиция – экранизировать классические оперетты. Один из лучших примеров такой экранизации – фильм Яна Фрида по оперетте И. Штрауса «Летучая мышь» 1978 года.
Здравствуйте!
Очень трудно писать про фильмы-оперетты. А ещё труднее подбирать фото для статьи. Потому что чуть ли не в каждой сцене герои, одетые во фраки и бальные платья, держат в руках изящные хрустальные бокалы. В бокалах, разумеется, сок. Виноградный. Перебродивший в особых условиях. Возможно, именно поэтому оперетты сейчас стали непопулярным жанром, предназначенным для истинных ценителей.
А между тем в этом легкомысленном на первый взгляд жанре заложено очень много поучительного.
Сюжет оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь" основан на секретах. Финансист Генрих Айзенштайн случайно подстрелил рябчика в чужом лесу. Владельцем лесных угодий оказался прокурор, и Айзенштайна приговорили к недолгому заключению. Конечно, Генрих должен сообщить своей супруге Розалинде о том, что будет отсутствовать несколько дней. Но дело в том, что по лесу он гулял в компании прекрасной дамы. Об этой незначительной подробности Розалинде, конечно, знать не стоит.
Сцена, в которой Генрих Айзенштайн и его друг Фальк рассказывают Розалинде обстоятельства дела, выпутываясь из щекотливой ситуации, давно стала классической.
Для многих молодых девушек становится открытием тот факт, что мужчины виртуозно владеют искусством обмана. Нет, конечно, мужчины никогда не врут. Они лукавят. Но руководствуются при этом добрыми намерениями: не хотят огорчать своих прекрасных подруг. Из этих благородных побуждений мужчины всегда действуют заодно. И верный друг никогда не выдаст неверного мужа.
Всё это наглядно показано в фильме "Летучая мышь" - смотрите, девушки, запоминайте.
А ещё там даётся настоящий мастер-класс по кокетству. На балу у князя Орловского (в опереттах все князья устраивают роскошные балы) заботливая маменька обучает свою перезревшую дочку стрелять глазами. Сцена смешная, но приём-то действенный. Ныне он практически забыт, а зря.
Генрих Айзенштайн вместо тюpьмы отправляется на бал-маскарад. Но он не знает, что там же под маской появится его жена Розалинда. В костюме Летучей мыши, никем не узнанная, она преподаст урок своему легкомысленному, но очаровательному супругу.
Бал-маскарад - это место, где среди безудержного веселья воспламеняются сердца. Одного головокружительного вальса, мимолётного разговора достаточно, чтобы влюбиться и влюбить. При условии, что и кавалер, и дама владеют искусством флирта.
О, герои оперетты им вполне владеют. В сцене краткого свидания представлены основные приёмы обольщения и доказана их эффективность.
Говорят, что искусство флирта утрачено. Возможно, это потому, что мы перестали смотреть оперетты. От бескультурья всё.
Оперетта - жанр жизнеутверждающий и жизнелюбивый. Здесь всё - за здравие!
За юные ваши года!
Да-да! Да-да! Да-да!
Режиссёр Ян Фрид перенёс на экран творение Штрауса, и сделал это блестяще. В фильме, кроме мгновенно запоминающихся арий, есть балетные номера и комедийная эксцентрика. А актёрский состав! Чего стоит один только перечень имён: братья Соломины (мужчины, которые умеют носить фраки), Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Игорь Дмитриев, Юрий Васильев, Александр Демьяненко.
Оперетта - это праздник.
Пусть в вашей жизни праздник случается чаще!
Очень обидно, что сейчас оперетта вышла из моды. Даже на киносайтах фильм Яна Фрида называют мюзиклом. А мы не будем путать два этих жанра. О различиях между ними можно прочитать здесь:
Утраченное искусство: жанр оперетты на экране. Один из самых красивых советских фильмов.
Радуйтесь жизни! Не забывайте хорошие фильмы!
И приходите обсудить их со мной!
#киноклуб ямадама