В течение почти 20 лет француз Мишель Колин является основным гастролирующим звукорежиссером Фила Коллинза и Genesis. Он – ответственный за гастрольный звук турне Фила «The First Final Farewell Tour» (2004/2005) и «Not Dead Yet Tour» (2017/2019), а также реюнион-тура Genesis “Turn It On Again Tour” (2007). Он ездил буквально по всему миру, работал в открытых помещениях, в зале, на стадионах, в сухую и в дождливую погоду. Конечно, в предстоящем туре «The Last Domino?» он снова хозяин. Во время репетиций группы перед туром он любезно потратил свое драгоценное время, чтобы ответить на вопросы. Он рассказывает о своей работе, а также о профессиональном прошлом.
Интервьюер: Как проходят репетиции?
Мишель Коин: Очень даже хорошо. Сегодня поработали даже дольше, чем обычно, хотели кое-что попробовать. В целом, почти закончили и готовы идти в путь. За несколько дней до первого концерта снова встречаемся в Бирмингеме.
И: Примечательно, что до сих пор с репетиций ничего не просочилось.
МК: Во времена социальных сетей все отлично осознают то, что всё, что вы публикуете где-то, во мгновение ока повсюду распространится.
С профессионалами работать легче
И: Перейдем непосредственно к вам и вашей карьере: как вы вообще попали на работу звукорежиссера?
МК: Я закончил школу аудиовизуального искусства и кино, затем начал работать в кино - сначала вторым, а потом первым помощником режиссера. В то же время я играл на барабанах в некоторых группах, начал их самостоятельно записывать, а также занимался живым звучанием как своих, так и некоторых других групп. В общем, вскоре я ушел из кино в музыкальную индустрию, а затем оставил инструменты и окончательно встал за пульт звукорежиссера. Это было еще в начале 80-х.
И: Чем занимались и с кем работали до начала работы с Филом?
МК: Работал со многими французскими артистами: Джейн Биркин, Ален Сушон, Максим Ле Форестье, Мирей Матьё, Сильви Вартан, Ив Дютей, Сафо. Все эти певцы – совсем далеко не «рок», но для них очень важен текст и звучание голоса в миксе. Я выступал на многих крупных фестивалях во Франции и Швейцарии в качестве звукорежиссера концертного зала (FOH) со множеством групп и звезд, которые приезжали без своих звукарей. Но это было еще в те годы, сейчас же у каждой молодой и мелкой группы есть свой человек. Тем временем я много работал с крупными мероприятиями и церемониями в Европе, Африке, ОАЭ и так далее. Провел очень много корпоративов и, наконец, был опыт работы в студии продюсером с некоторыми французскими музыкантами или группами.
И: Ну и как же вы получили работу у Фила Коллинза?
МК: В начале нулевых мой друг из Швейцарии Ален Шнебели (он отвечает за мониторы Фила более 25 лет, еще с первого тура Phil Collins Big Band) познакомил меня со Стивом Джонсом (продюсер и тур-менеджер Фила) во время Фестиваля Палео (ежегодный летний музыкальный фест, проходящий в Ньоне, в Швейцарии — прим.). Тогда и Фил там жил. Вот Стив и предложил мне сделать шоу Little Dreams Foundation для Фила. После этого мы отыграли несколько концертов в США и начали продвижение альбома Testify. Видно, Фил и продюсеры были довольны моей работой, и я стал FOH-звукорежиссером для гастролей Фила, а затем и Genesis.
И: Каково это работать с Филом Коллинзом? С опытными музыкантами же сложнее?
МК: А вот знаете, всегда легче работать с хорошими профессионалами, чем с новичками или непрофессионалами. В таких масштабных шоу просто дикое давление, необходимо обеспечить идеальный звук для публики. Но качество музыки и профессионализм музыкантов могут либо облегчить тебе задачу, либо усложнить.
И: Насколько велико ваше влияние на шоу в плане звука и вообще в целом? Группа прислушивается к вашим советам?
МК: Да, во время репетиций и даже во время гастролей мы много общаемся с музыкантами и с самим Филом. Иногда у каждого есть просьбы или вопросы по звуку, иногда я что-то их прошу для наилучшего звучания песни. Тесный контакт с артистами важен.
И: Когда-нибудь работали с Филом в студии?
МК: Нет, это уже к Нику Дэвису.
Голос Фила не будет звучать как раньше
И: С самого начала тура Not Dead Yet Фил сидит в кресле, а теперь еще и в предстоящем The Last Domino. Нужно ли вам сейчас что-то делать, чтобы Фил звучал так же, как и раньше стоя?
МК: Увы, невозможно заставить его звучать так же, как раньше, когда он пел стоя. Голос стал менее устойчивым и сильным, чем раньше, поэтому пришлось адаптировать свои методики для другой обработки, в том числе с микрофонами.
И: Почему Фил ничего не выпустил из тура Not Dead Yet – ни аудио, ни видео? Было ли что-то записано, что подходило бы для публичного релиза? Вообще велась профессиональная запись шоу?
МК: Это выбор тех, кто отвечает за продакшн Фила. Могу подтвердить, что ни одно шоу тура не снималось.
И: В чем разница между работой с Филом и с Genesis?
МК: Прежде всего, музыка. Она совсем другая. Но самая большая разница в том, что в Genesis – три лидера! Три «звезды», с которыми приходилось работать. Тони Бэнкс и Майк Резерфорд очень вовлечены в подготовку шоу и в плане света, и в плане звука, и в плане видео. Они проводят со мной очень много времени, слушая запись репетиций, настраивая собственный звук и слушая общий микс.
И: Есть ли существенная разница в персонале и в оборудовании между сольным Филом Коллинзом и Genesis?
МК: Нет, работает та же команда, используется такое же аудиооборудование.
И: Сколько человек работает со звуком Genesis?
МК: Десять, включая меня.
И: Расскажите, пожалуйста, немного о том, как складывался предстоящий тур Genesis. Вы вообще были удивлены, когда вам позвонили с предложением поработать с группой после более чем 12-летнего перерыва? Когда впервые встретились?
МК: Сразу после тура Фила Not Dead Yet. Ещё во время последнего европейского этапа тура NDY, Mike + the Mechanics у него на разогреве. В Берлине Майк Резерфорд вышел на сцену, чтобы с Филом исполнить песню Follow You Follow Me (Genesis). Затем они еще пару раз повторили это во время тура. И в те дни уже что-то начало «происходить в атмосфере». Сказать, что приглашение на возможный тур стало большим сюрпризом? Нет. В январе 2020 года мы две недели репетировали с Genesis в Нью-Йорке, а потом уже было решено отправиться осенью в тур по Великобритании. Увы, пандемия изменила все планы!
Зачем нужны бэк-вокалисты и "кнопочник"?
И: Когда было принято решение привлечь бэк-вокалистов к Genesis? Были ли они с самого начала или, по крайней мере, было ли ясно уже на первых репетициях, что они нужны?
МК: Решили это мы ещё в Нью-Йорке, а впервые они приехали на продакшн-репетиции в Лондон, в октябре 2020 года.
И: В предстоящем туре будет ли у вас специальный человек, нажимающий на кнопки («кнопочник»), о ком шла речь в документальном фильме Come Rain or Shine?
МК: Да, эта должность существует. На этот раз всё уже более профессионально. Но эта работа всё равно не может быть выполнена компьютером, поскольку нет тайм-кода. Ещё в 2007 году в этом плане был настоящий бардак.
И: А как лично вы готовитесь к туру? Вам самому нужна «репетиция»?
МК: Как я уже говорил, мы проводим много репетиций для подготовки к туру, меня это тоже касается. Я слушаю оригинальные песни и свои концертные записи, чтобы запомнить цвет и микс каждого трека.
И: Что для вас самое важное в работе?
МК: Каждый инструмент, который вы видите на сцене, должен быть слышен публике. Даже если речь идет о крошечном треугольнике.
И: Каково было репетировать в прошлом году, хоть и не отправляясь в тур в обозримом будущем?
МК: Мы рады снова быть вместе и работать над замечательным проектом и очень скоро наконец-то отправимся в путь.
В тизере к туру звучит репетиционная запись
И: Можете дать короткий обзор вашей гастрольный аппаратуры?
МК: Все динамики произведены компанией L-Acoustics. Грубо говоря, у нас имеется:
- 24 K1 + 6 K2 L&R
- 8 Kara-II (центральный кластер)
- 24 K1 + 6 K2 LL&RR
- 16 Kara-II + 6 SB18 (боковые над сценой)
- 8 A15 (L/R)
- 12 Kiva II (передняя подзвучка)
- 36 KS 28 (сабвуферы)
- 24 K2 (делей L/R)
- 2 S6L 32 (активные консоли, FOH & мониторы)
- 1 LV1 (волновая консоль + несколько процессоров L1 для управления сигналами, которыми «дирижирует» наш системный инженер Бен Филлипс).
И: Опишите ваш обычный рабочий день. Когда вы приезжаете на место встречи? Вам нужно сначала разгрузить FOH-оборудование из грузовиков? Или это уже всё выгружается рабочими до вашего приезда?
МК: На площадку я обычно приезжаю к 11 утра и начинаю создавать свою «FOH-вселенную» (консоль и прочее) с помощью рабочих сцены. Грузовики к этому времени уже разгружены, а звукооператорская бригада, начинающая свою работу в 8 утра, настраивает громкоговорители и сценическое оборудование. К 14 часам мы уже готовы к контрольной проверке. Затем к 16 часам начинаем саундчек. Или не начинаем.
И: Во время концерта много изменений приходится делать или основной костяк делается до?
МК: Во время шоу время от времени мне приходится что-то менять, поднастраивать. Многое, увы, невозможно сделать до концерта. Но это скорее ручная работа.
И: Планируется ли концертный релиз от предстоящего тура? Если да, то в каком виде – аудио или видео? Репетиции гастролей в конце 2020 года были записаны. Будут ли они когда-нибудь официально выпущены? Или эта запись останется резервной копией на случай отмены тура?
МК: Запись репетиций была сделана специально для группы и для нас в качестве рабочего ориентира. Также она используется для промо-тизеров, рекламы тура, и ещё я использовал их, чтобы сделать некоторые специальные миксы для музыкантов - без гитар, ударных или баса, ну и так далее. Майк попросил ему такие треки прислать. Он не только их слушает, но и использует для домашних занятий. В любом случае, каждое шоу я записываю в 2 стереотрека и мультитреки.
И: Что вы использовали в тизере для фоновой музыки: репетиционные записи или, в крайнем случае, частичные версии с альбомов? У фанатов высказывались разные точки зрения на этот счет.
МК: Для тизеров мы фактически использовали только записи репетиций к предстоящему туру. Но есть тизер для северо-американского этапа, там звучат старые концертные записи. Это можно распознать по голосу Фила.
Точно знаем: туру быть!
И: Вы упомянули коронавирусную пандемию. Какое влияние на вашу работу она оказала, кроме того, что тур группы был отложен?
МК: Она на всю концертную жизнь оказала влияние. Всё откладывается и откладывается, за исключением некоторых работ в студии. На них пандемия повлияла меньше.
И: Путешествуя в те времена по Северной Америке и Великобритании, чувствуете себя в безопасности?
МК: Я полностью вакцинирован. Забочусь о себе, ношу маску. Всё должно быть в порядке.
И: Как думаете, турне Genesis начнется после отмены концертов в Дублине и Белфасте?
МК: Да, теперь мы точно знаем, что тур по Великобритании начнется 20 сентября, в Бирмингеме.
И: Что сложнее: работать со звуком в помещении или на открытом воздухе? И почему?
МК: Тут есть две разные проблемы:
- В помещении нам иногда приходится бороться с акустикой зала и реверберацией, которая может быть просто огромной.
- Акустика в открытом пространстве не такая проблематичная. Но врагами могут стать ветер и дождь.
И: Где было сложнее всего установить всю эту звуковую систему?
МК: Помню, стадион Amsterdam Arena - футбольная площадка с полноценной стеклянной крышей! Реверберация – обхохочешься! Делать музыку в таком зале – задача тяжелейшая. Были другие сложности, например, Берлинский Вальдбюне. Там просто очень тяжелый доступ к погрузке и выгрузке аппаратуры, в итоге очень сложно установить оборудование.
И: Какая у вас любимая музыка/группа/исполнитель?
МК: (смеется) Очень много! От Альбинони до Заппы.
И: А любимый трек Фила Коллинза или Genesis есть? Можете сколько угодно назвать.
МК: Прямо все? (смеется)
И: Ну ладно вам!
МК: Ну, хорошо. Из Фила, к примеру, «Billy» (имеется в виду «Don’t Lose My Number» - прим.), разумеется, «In the Air Tonight» или «Heaven» (Something Happened on the Way to Heaven – прим.). Из Genesis – «I Know What I Like». Как уместно! (смеется). А еще «Jesus» («Jesus He Knows Me» - прим.), «Domino», «Firth of Fifth» и «Misunderstanding».
И: Это случайно не спойлер сет-листа предстоящего тура?
МК: Нет. Ну, возможно. Что-то из этого всегда в сет-листе, да сие и так очевидны.
И: Похоже вам нравится и поп-музыка, и прог.
МК: Да. Я не только люблю прог. Кстати, в 80-х я уже ходил на концерт Фила Коллинза в Париже.
Хорошее шоу и хорошая еда
И: Не секрет, что вы и еще несколько человек из вашей команды время от времени на гастролях устраиваете вечера гурманов. Назовите, пожалуйста, свои пять лучших ресторанов по всему миру, где вы ели во время туров на протяжении многих лет!
МК: В большинстве случаев, если нет специального адреса, мы стараемся найти лучший итальянский ресторан в центре города. И в большинстве случаев они шикарны. Помню несколько фантастических примеров в Швеции, Мексике, Канаде, Нью-Йорке, в России, Аргентине, Германии… и так далее. Для нас хорошее шоу сочетается с хорошей едой и хорошим вином.
И: Помимо Genesis, чем занимаетесь в данный момент? Какие планы на будущее?
МК: Продолжу работу с постоянными музыкальными «клиентами», включая поп, рок и классику, какие-то мероприятия и ещё студийную работу. Поскольку я сейчас на пенсии, то просто делаю то, что решил. В приоритете, конечно, гастроли с Филом и Genesis.
И: Большое спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Мы желаем вам успешного тура Genesis. Берегите себя!
Беседовал: Ульрих Клемт.