Найти тему

Сад Вишневый

«Вишнёвый сад». 23.08.2021. Компания Умберто Орсини (Италия). Режиссура, драматургия, костюмы, сценография и свет –

Алессандро Серра. В рамках Международного фестиваля А.П.Чехова.

«Вишневый сад» А.П. Чехова самая жизненная и последняя его пьеса.Если отбросить всё итальянское, (что может быть и отталкивало» зрителя от восприятия самого спектакля-быстрая речь, нет системы Станиславского) то останется то что Алессандро Серра разгадал. Нашёл ключ к пониманию реалистической драматургии последней пьесы А.П.Чехова.

Перед нами фотоальбом (условное место действия обозначено режиссером) со старыми, пожелтевшими фотографиями, мы его как бы постоянно открываем, смотрим, закрываем и опять открываем. Поэтому персонажи остаются на сцене, как в начале спектакля, так и финале, проживая в своём иллюзорном прошлом. Прекрасная работа со светом, и изумительные паузы в виде фотографий тех лет, и тени, и контуры мебели, с которыми герои пляшут и играют. Вот этого прошлого остаётся эскиз или зарисовка. Поэтому в финале все эти контуры свалят в одно целое и подвесят над сценическим пространством беспощадно на крюк, как попытка искупления за прошлое. 

А главное о прошлом вот в этих диалогах и монологах:  

«Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед ВОЛЕЙ»

 

Пауза. Воля называется несчастьем.                    

 

«Трофимов. …Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.»- говорит 

 Петя Трофимов, переходя по стульям, упираясь в стену.

 

Поэтому-то вся Россия наш сад, а весь русский менталитет в этом саду. Спасибо итальянцам! Пронизывающе передали главную боль и беду нашу.