Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Пилот заткнул собой окно лайнера, и самолёт спасся

В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» есть эпизод, как пассажир во время полёта застревает в выбитом окне самолёта. Что ни придумаешь для развития комедийного сюжета! А реально ли подобное в жизни?

кадры из фильма
кадры из фильма

10 июня 1990 года самолет BAC 1-11 выполнял рейс BA5390. Настроение у пассажиров и экипажа было самое жизнерадостное – из прохладного Лондона летели в испанскую Малагу к самому началу курортного сезона. На высоте более 5 000 метров пассажирам разрешили отстегнуть ремни, то же самое сделали пилоты, которым стюард принёс кофе – именно сочетание этих двух факторов и спасло, возможно, лайнер, когда с ощутимым хлопком вылетело левое стекло кабины пилотов, а воздушный поток вытянул из кабины командира корабля, но стюард мгновенно вцепился ему в ноги! Ситуация словно застыла: пилот торчал в окне, стюард держал его ноги, высота 5 км и –17о за бортом.

реальное событие
реальное событие

Пока стюарды бегали по салону и в меру сил успокаивали пассажиров, второй пилот Атчинсон врубил автопилот и начал снижение. Тем временем стюард совсем ослаб и замерз, может, поэтому капитана Ланкастера постепенно вытягивало из кабины. Он вывалился из салона настолько, что в соседнем боковом окне показалось неморгающее, явно неживое его лицо. На помощь прибежали еще два бортпроводника. Они были уверены, что держат за ноги труп, но вцепились намертво в его лодыжки.

Самое поразительное, что тело капитана в окне не давало полностью разгерметизироваться кабине! По-русски это описывается пословицей: «Не было счастья, да несчастье помогло».

Пришло разрешение на посадку, как это делать с капитаном за бортом? Кто-то из присутствующих сказал: «Нам придется отпустить его», – но стюард ответил, что никогда этого не сделает, представляя, что еще придется смотреть в глаза членам его семьи.

Через 25 минут после начала ужаса самолет с живой затычкой в окне благополучно приземлился. Затычка действительно оказалась живой. Капитан был сильно обморожен, была сломана рука, но через несколько минут после того, как его втянули в самолёт, он открыл глаза. Его первыми словами были: «Я хочу есть». Был это бред или подтверждение здоровой психики и английской невозмутимости? Спасение Ланкастера все уверенно называли чудом. Остаться в живых после после 22-минутного полета на фюзеляже самолета при скорости 600 км/ч, на высоте 5 км и морозе до –17…

Стюард, который держался капитана, вывихнул плечо и жестоко обморозил лицо. Других пострадавших не было.

Самое удивительное – виновник катастрофы, которая едва не произошла, был найден и оправдался совершенно по-нашему (это мы уверены, что у них там, в европах, всё по правилам и по инструкциям). А было так: незадолго до вылета сотрудник British Airways менял то самое ветровое стекло. 84 болта из 90 оказались меньше по диаметру, все остальные – короче, чем нужно. Механик не стал сверяться с технической документацией и подбирал болты на глаз. Естественно, стекло и не выдержало – вылетело. Начальник смены заявил в интервью, что если бы он использовал инструкцию, то никогда бы «не выполнил работу» и сорвал графики. А мы думаем, что только у нас болты ставят на место молотком!

Уже через 5 месяцев капитан снова сел за штурвал самолета. В British Airways он летал до пенсии (55 лет), а затем продолжил карьеру летчика в компании EasyJet.

Стюарда и второго пилота наградили британским знаком отличия «Queen's Commendation for Valuable Service in the Air», то есть « Благодарность Королевы за ценные заслуги в воздухе».