Найти тему
О сём

О Фрейде

Недавно американские учёные провели эксперимент: выдали 10 женщинам 10 потных мужских футболок. Предложили понюхать и выбрать самый «милый» запах. Каждая дама выбрала ту футболку, запах которой был близок к запаху её отца.

Этот опыт ещё раз подтвердил: сколько бы ни критиковали дедушку Фрейда, теории его живут и побеждают.

«Отец психоанализа» Сигизмунд Шломо Фрейд начал свою учёную деятельность с того, что вместе с профессором Карлом Клаусом тщательно исследовал… половую жизнь угря. После чего переключился на котят, щенят и Homo sapiens. Многие современники считали Фрейда шарлатаном. Знаменитый английский биолог Питер Медавар в открытую заявил, что работы Зигмунда Фрейда о психоанализе — это «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество ХХ века». А в Третьем рейхе Фрейда и вовсе обозвали извращенцем и выдворили из страны.

Некоторые коллеги Фрейда, знавшие его лично, говорили о нём как о жутко закомплексованной личности. Он, к примеру, боялся ездить на поезде, начинал нервничать, когда расписание сбивалось хотя бы на полчаса. Не любил, когда пациент смотрел ему в глаза или разглядывал его одежду. Тогда-то Фрейд и стал предлагать своим подопечным прилечь на диванчик, а сам садился у изголовья.

Объектом работы Фрейда было не только человеческое подсознание — он одним из первых занялся исследованием всевозможных новых веществ, в частности кокаина. Сначала выявил только положительные его стороны — подавление боли, улучшение настроения. «Это средство целесообразно применять при расстройстве желудка, морской болезни, переутомлении, депрессии», — уверял Фрейд. Одно время прописывал его своим пациентам в качестве успокоительного лекарства. Да и сам не брезговал понюхать.

Следующая влюблённость настигла Сигизмунда спустя почти 10 лет — объектом его страсти стала юная Марта Бернейс. После обручения он заявил будущей жене: «…Если же Вы не в состоянии отречься ради меня от семьи, то потеряете меня, погубите всю свою жизнь и никогда не будете иметь счастья в семейной жизни… В моей натуре есть определённая тираническая черта». Марта согласилась. Правда, поженились они только спустя четыре года — всё это время Фрейд сколачивал материальную основу для будущей семьи и зарабатывал на домик в Вене. Некоторые биографы утверждают, что до первой брачной ночи Фрейд оставался девственником. Но зато потом автор трактатов о сексуальных расстройствах оторвался по полной — в браке с Мартой у него родилось шестеро детей.

«Дети талантами пошли в отца, — говорит Александр Полеев. — Один из его сыновей выдвигался на Нобелевскую премию. Внук стал выдающимся художником».

На шестом ребёнке Фрейд решил покончить с сексом. Он писал своему другу Вильгельму Флиссу: «Ты знаешь, насколько ограниченны мои приятности. Не могу курить приличный табак, алкоголь для меня ничего не значит. Закончил с рождением детей, прервал контакты с людьми… Сексуальное возбуждение для меня больше не существует…»

Некоторые дамы, начитавшись трудов Зигмунда, воображали его эдаким половым гигантом, но, когда знакомились лично, были невероятно разочарованы. Графиня Анна де Ноанс возмущалась: «Как такой человек мог написать столько сексуальных книг! Я уверена, что он никогда не изменял своей жене. Это скандал!»

Но по поводу измен жене графиня была не совсем права. Одно время в семье Фрейдов проживала сестра Марты Минна. Друг и ученик Фрейда Карл Юнг пустил слухи о том, что Минна некоторое время была любовницей бесстрастного Зигмунда. Юнг утверждал, что, когда узнал об этой страшной тайне, тут же предложил своему учителю услуги психоаналитика. Но Фрейд отказался.