Хеттское царство было основным соперником Древнего Египта за контроль над территорией Ближнего Востока. Изначально, будучи данником египетских фараонов, хетты смогли достичь величия и победить столь грозного противника, как египетская армия. История Хеттского царства была столь коротка, что очень удивительно, как за такой промежуток времени местные жители смогли выстроить столь развитое царство. И как получилось, что они так бесследно исчезли, растворившись в пришлых племенах…
Начнем с самого начала.
Хатты - народ, проживавший в центральной и юго-восточной части Анатолии (современная Турция) в период как минимум с III и до начала II тысячелетия до н.э., в эпоху раннего и среднего бронзового века. Первые упоминания «страны Хатти» относится к 2350-2150 году до нашей эры, и были записаны на глиняных табличках ассирийскими торговцами. Обращаясь к Аккадскому правителю Саргону, они описывали те страны, где они успели побывать и откуда привезли разные товары.
Не удивительно, что ассирийцы назвали местность «страна Хатти», так как слово «царство» к градоустройству хаттов никаким образом не относилось. Хатты жили в городах-государствах, которые ко всему прочему еще и постоянно воевали между собой. Чуть севернее, в Каппадокии, жили близкие хаттам – халды (халди). Главным городом считался Парусханда.
На этом история хаттов как самостоятельной «страны Хатти» заканчивается, и начинается история хеттов. Так как вторыми были вытеснены основные памятники хаттской цивилизации, то ученым приходится восстанавливать историю анатолийского народа по крупицам.
Хетты
Прародиной хеттов считаются Балканы, и в отличие от хаттов, хетты были индоевропейским народом. По мнению ученных, они были первыми индоевропейцами в Греции и Балканах, но в последующем их вытеснила новая волна миграции индоевропейцев. А вытеснили их как раз в Анатолию, где уже обитали местные племена – хаттов.
Приобретение знаний по истории Передней Азии привело к определенной путанице в терминологии.
После обнаружения в конце XIX века первых археологических данных о неизвестной древней цивилизации на стыке Малой Азии и Ближнего Востока, носители этой культуры были отождествлены с хеттеями, или хеттеянами, упомянутыми в Библии, и потому получили название хетты. Но в дальнейшем выяснилось, что сами хетты сами себя именовали хатти (хатты).
Более древний народ, говоривший на изолированном хаттском языке, стали называть хатты, а их государство Хаттским, или Хатти. Ранее по отношению к ним применялся также неудачный термин протохетты. За вторым народом, говорившим на индоевропейском хеттском языке, оставили название хетты, а государство, соответственно, было названо Хеттским.
Хеттское царство, в отличие от своих предшественников, оставило больше упоминаний о себе в письменных источниках.
Хетты одними из первых начали применять железо не только в декоративных целях, но и в виде оружия. Воинственный народ, ведя войны на Ближнем Востоке, столкнулся с гегемоном - Древним Египтом. Их противостояние вылилось во множество битв, одни из которых выигрывали египтяне, в других брали вверх хетты.
Похожее восприятие ведения войн было у противоборствующих народов. Хетты, как и египтяне, не стремились увеличить свое государство за счет чужих территорий (исключая земли Ближнего Востока), они стремились победить врага и обложить его данью. Хотя древние летописцы фиксировали у хеттов простое желание победить. Бывали случаи, когда на побежденных не накладывались денежные обязательства. Главное не приз, так сказать, а участие.
В конце XV века до нашей эры хетты смогли нанести поражение вавилонской армии и захватить сам город Вавилон, что положило конец так называемому Старовавилонскому царству, сделав некогда могущественный город забытыми руинами.
Законодательство и устройство
Хеттское царство представляло из себя Конфедерацию городов, где каждый имел право голоса на всеобщем совете под управлением царя. Законодательство хеттов на тот период времени было одним из самых прогрессивных, опередившим не только своих современников, но и наших с вами. Основной задачей закона у хеттов была справедливость. Максимально уделялось внимание справедливой компенсации пострадавшей стороны. На защиту перед законом имели право (и не только имели право, но это право и использовали) все слои населения: от царственных особ до чиновников и простых крестьян. И самое немаловажное, было равноправие полов, с одним отличием: женщин не брали в армию, в остальном, женщина не была придатком к мужчине, как в большинстве царств того (и нашего) времени, она была равным членом общества со своими правами и, естественно, обязанностями. Уникальное царство справедливости и терпимости, при воинственном нраве хеттов.
Язык
Язык хатти известен по отрывкам записей религиозных обрядов дворцовых архивов Хеттского царства, найденным в городище Богазкей. Хеттские писцы, фиксировавшие данные отрывки вместе с хеттским переводом, судя по его структуре, уже не знали хаттский язык, потому данные записи, скорее всего, не точны. Кроме того, система аккадской клинописи, применявшаяся в ее хеттской разновидности для записи хаттских текстов, была совершенно не приспособлена для передачи хаттского звукового состава. Поэтому очень сложно определить точное звучание хаттских слов.
Интерес к изучению хаттского языка возродили такие ученные как Э. Лароша, И.М. Дунаевский, Э. Форрера и А. Камменхубер. Они первыми и показали сходства хаттского языка с северо-западными кавказскими языками (абхазо-адыгскими), что может говорить не только о языковом родстве, но и родоплеменном. Камменхубер считал, что хаттский язык является древним ответвлением абхазо-адыгской группы, другие же ученные предполагают о прямом происхождения всей группы от хаттов.
Из исследования Г. А. Меликишвили следует близкое родство хаттского с языком древнего народа касков (касситов) - группы племен, населявших северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тысячелетия до н. э. Каски же, в свою очередь, могли мигрировать на Кавказ. В древнегрузинских летописях их именуют кашаг, в арабских - кашак, в древнерусских – косог, как этноним всех адыгов (черкесов). До наших дней в осетинском языке сохранилось слово «кæсгон» как наименование адыгов.
Как ни хотел Г.А. Меликишвили убрать упоминания абхазо-адыгов из своего исследования, но своей теорией лишь подтвердил сходство языков хаттов-касков и абхазо-адыгской языковой группы.
Ассирийские источники конца II тысячелетия до н. э. упоминают в связи с касками также племена абeшлайцев и урумeйцев. Относительно урумейцев - вопрос сложный, а вот что касается абешлайцев, то их племенное название, как и название касков, может быть истолковано как принадлежащее к языку абхазо-адыгской группы. Так как в византийских источниках, как один из народов Абазгии (Абхазии) упоминается племя абешла.
Археология Понта и Колхиды III-II тысячелетий до н. э. еще недостаточно изучена, за исключением находок в Очамчыре. Данные находки характеризуют III тысячелетие до н. э., они совершенно отличное от культур в соседних регионах.
Все это дает основания предполагать, что на всем протяжении: от центральной и западной части Северного Кавказа и Закавказья, через Восточное Причерноморье, Колхиду и Южное Причерноморье (Понт) до р. Галис (Кызыл-Ирмак) в III-II тысячелетиях до н. э. были распространены племена, принадлежавшие к абхазо-адыгской языковой группе или говорившие на языках, родственных абхазо-адыгам.
Зеленый камень
Есть в Хатуссе (столица Хеттского царства в период расцвета) зеленый камень (называемый иногда синим – возможно, изначально он имел синеватый оттенок или под каким-либо явлением, мог менять его), который являлся культовым местом поклонения Богу Грозы, и через который проводятся параллели в абхазо-адыгскую мифологию. Действительно, у адыгов есть такая клятва: Синим Небом - «Уащхъуэ мывэщхъуант1э!» (Куском синего камня – клянусь), не говоря уже о «Хьэтыщ1» - этноним значащий – «живущий на земле хаттов».)
В клинописях есть четкое упоминание о том, что зеленый квадратный камень из нефрита явился свадебным подарком египетского фараона Рамсеса Второго и был расположен в центральном храме Хатуссы. Этот подарок - результат мирного соглашения после долгой войны Египта с Хеттским царством, когда Рамсес Второй, спустя тринадцать лет после подписания мирного договора, на 34-м году правления вступил в брак со старшей дочерью царя хеттов Хаттусили, принявшей египетское имя Маатхорнефрура («Зрящая красоту Солнца», то есть фараона). Царевна стала не одной из второстепенных жён царя, как это обычно случалось с иностранками при египетском дворе, а «великой» супругой фараона.
Встреча будущей царицы была обставлена очень торжественно. Царевну сопровождали воины её отца. Перед ней везли много золота, серебра и меди, тянулись рабы и лошади «без конца», двигались целые стада быков, коз и овец. С египетской стороны, будущую царевну сопровождал «царский сын Куша». Дочь царя Хатти «была приведена к его величеству, и она пришлась по сердцу его величеству». На стеле в Абу-Симбеле, рассказывающей об этом событии, Хаттусили III изображён сопровождающим свою дочь в Египет.
В архиве Богазкея было обнаружено письмо Рамсеса II с предложением тестю посетить Египет, однако было ли подобное путешествие, не известно. Вторая дочь Хаттусилиса III также стала женой Рамсеса. Точная дата этого брака неизвестна, но это произошло уже незадолго до смерти хеттского царя, приблизительно на 41-42 годах правления Рамсеса II.
Довольно часто в городах Хеттского царства археологи находили изображение оленя в окружении местных божеств (у каждого города был свой «главный бог»), из чего можно сделать вывод о всеобщем культе «священного животного» - оленя. Вообще, культ оленя был распространенным и очень древним (фигурки оленей обнаружены в могилах III тысячелетия до н.э. в Аладжи-хююк). Олени также встречаются в Майкопском кургане, что говорит о единстве данного культа и культуры, не имеющем аналогов среди других соседей древних племен абхазо-адыгской группы.
Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше 1312 год до н.э., упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал. Но это, скорее всего, не значит, что хатты существовали со своим языком и культурой внутри Хеттского царства, это были их обхеттизированные потомки.
Пало Хеттское царство под ударами «народов моря», волна завоеваний которых распространилась вплоть до Древнего Египта. Но централизованное египетское царство смогло в конечном итоге выстоять под ударами загадочного противника, а вот хетты уже никогда не оправились. В дальнейшем они были покорены ассирийцами и возродившимся Вавилонским царством под управлением амореев.
Так какова связь?
Если собрать все теории воедино, то можно предположить два варианта развития событий.
- Хатты являлись автохтонным населением Анатолии и были родственны предкам абхазо-адыгов. Ареал расселения данных родственных народов был от Анатолии (в современной Турции) и далее по всему черноморскому побережью в сторону Кавказских гор. Общая языковая семья хаттов абхазо-адыгов долгое время сохраняла свою обособленность, при этом имея большое влияние на соседние регионы и народы (хатты-хетты).
- После захвата Хатти индоевропейцами, большая часть хаттов могла мигрировать в сторону Кавказа. Поселившись на территории современной Республики Адыгея (Российская Федерация) и Республики Абхазия, группа хаттов могла повлиять или даже ассимилировать местный народный субстрат. Бесспорным фактом остается фонетически близкое звучание хаттского и даже хеттского языка с языками адыгским и абхазским. И факт того, что ныне существующих родственных языков у адыго-абхазов уже нет, может наводить именно на правдивость одной из двух теорий.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!
#история древнего мира #история #хетты #хатты #древний египет #адыги #абхазы #абхазия #адыгея