Найти тему
Мама, играй!

Развитие творческого мышления у дошкольников. Когда фиолетовое солнце - это хорошо.

Поговорим о детском творчестве. Сразу уточню, что говорить будем именно об обучении творческому мышлению, а не о процессе рисования, лепки и т.п.

Статья основана на собственном горьком опыте и стоила автору килограмма нервов. Надеюсь, будет Вам полезна.

Фотография Pixabey.com.
Фотография Pixabey.com.

Самый первый вопрос, который возникает у родителей: с какого возраста начинать творить?

Вспомните, когда Вы начали вводить ребёнку прикорм и пюре падало с ложки на стол, ребёнок весело начинал хлопать ладошками по пролившейся жиже, развозить всё это по столу и весело хохотать. Уже в этот момент можно покупать пальчиковые краски, сажать ребёнка в ванную и наслаждаться. Шучу, конечно. Наслаждаться будет ребёнок, Вы будете пресекать многочисленные попытки засунуть пальцы в рот.

До двух лет, ваши занятия мало будут напоминать творческий процесс, скорее освоение новых предметов и развитие мелкой моторики. Но уже до этого времени, Вы можете познакомить ребёнка с красками, пластилином, карандашами и конструктором.

После того, как ребёнок уже отличает на вкус красный пластилин от синего воскового карандаша, и в принципе может работать дегустатором на заводе плей-до, начинается самое интересное. Приходит осознание, что из этого всего можно что-то создавать и не только мама может это делать, но и я.

Как поощрить ребёнка на развитие творческих способностей?

1. Перед тем, как сесть и обучать ребёнка, например рисованию, "замолчите" своего внутреннего перфекциониста и должнобытьтакиста. Развивать творческое мышление надо со словами: "У тебя фиолетовое солнце? Ого, какое красивое! А какого цвета трава под таким солнцем вырастет?", фразу "ты где такое солнце видел, ну-ка переделай жёлтым" забываем.

Лично для меня, это было супер-мега тяжело, когда мы с дочкой рисовали песком и она сыпала как и куда хотела. Я честно отборолась работ 5-6, потом сдалась. Теперь у нас много неправильноокрашенных, уникальных картин.

2. Если ребёнок, особенно до 4 лет сам не понял, что нарисовал, сядьте и подумайте с ним: "вот смотри, похоже на голову, а вот похоже на ножки. Да это же страус". Так Вы не отобьёте само желание рисовать.

Детям, так же как и нам, не хочется делать то, за что их не похвалят и то, что у них явно не получается.

3. Вашего внутреннего аккуратиста попросите составить компанию перфекционисту: "ну вот, смотри, опять тесто на полу валяется, следи, чтобы не падало". Для дошкольника, это практически невыполнимая задача: и придумывать и за материалом следить.

С ног до головы одеваем в то, что не жалко, и готовим тряпочку, если столь уж принципиально. Ребёнка, если и ругаем, то только про себя!

4. Творчество - это процесс. Если вы договорились слепить цветок, а у ребёнка получился крокодил, не стоит указывать на ошибку.

5. Старайтесь создавать сюжет, можно задействовать разные виды творчества. Например, крокодилу из предыдущего пункта, нужна вода, чтобы поплавать. Давай, нарисуем! А кто ещё в озере живёт? А давай вырежем и приклеим полосочки, это будут водоросли.

И в заключении, хочу ещё раз подчеркнуть, Вы никогда не узнаете, что у ребёнка в голове, поэтому не останавливайте его, не поправляйте, а подождите и посмотрите что получится.

Старшая дочка показывает мне рисунок с тремя человечками.

- Мама смотри, я нарисовала нашу семью.

- Но ты забыла нарисовать себя.

- Нет, я вот, зелёная.

- Тогда Катю (младшая дочка).

- Нет, вот она, синяя. А розовая это ты.

- А где папа?

- Так папа на работе, как я его нарисую? Вот придёт, тогда нарисую.

Удачи Вам и терпения в освоении такого нужного и сложного навыка!