4 сентября 2021 театр "Санктъ-Петербургъ опера" открыл 35-й сезон шедевром В.Беллини "Норма". Юрий Александров осуществил давнюю мечту и поставил сложнейший спектакль с 4 составами певцов. Старинную сказку о великой жертвенной любви прорицательницы друидов Нормы и римского проконсула Поллиона, требующую высокого мастерства, силы и выносливости от певцов, редкий театр может себе позволить. Александрову это превосходно удалось. Браво!
Небольшая юбилейная выставка в Мавританском зале с парой костюмов из спектакля "Пётр I. Невероятные приключения русского царя", поставленной ко дню 300-летия Петербурга в 2003 году, и информационный плакат об истории возвращения дворцу фон Дервизов первоначального облика - многолетний труд Юрия Исааковича Александрова, планомерно и тщательно продвигавшего процесс реставрации особняка одновременно с напряжённой работой художественного руководителя созданного им театра.
Об особняке фон Дервиза рассказывать бесполезно - это видеть надо и восхититься. На сайте театра сделан 3D тур по зданию, описана его история и этапы восстановления https://www.spbopera.ru/o-teatre
За промелькнувшие как сон 35 лет театр порадовал многими интереснейшими постановками, поначалу только камерных забытых опер, продолжил привычным оперным репертуаром, в котором находил новые краски и оригинальные сценические решения. Всегда откликаясь на потребность времени, текущую политическую ситуацию в стране, Юрий Александров смело поставил оперные действа "Крым", "Октябрь" Вано Мурадели, "Молодую гвардию" Мейтуса, за которые получил, мягко говоря, не только похвалу, он продолжает удивлять, потрясать, творить. Его аскетичную постановку оперы "Не только любовь" автор оперы Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, назвали лучшей.
Я хожу в этот театр с самого открытия. Помню прелестную оперу Г.Доницетти "Колокольчик", матросские воротники на платьях сестёр Лариных и динамизм действия в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского и эффектного "Кота в сапогах" незаслуженно, как считает Алексендров, забытого оперного композитора Цезаря Кюи. Из недавних постановок, конечно, сильное впечатление произвела "Электра" Рихарда Штрауса - вершина экспрессионизма в опере, в которой клокочущая ярость тёмных страстей доведена до устрашающего предела.
"Норму" целиком вообще никогда не слышала. Из-за вокальных трудностей, к тому же на слуху эталонный вариант исполнения Марии Каллас, мало кто из певиц рискует броситься в этот омут бельканто, требующий кроме техники колоссальной выдержки от сопрано. Партия труднейшая. Страсти кипят, любовь и ненависть, надежда и отчаяние сменяют друг друга на протяжении одной арии, в которой смены настроения композитор подчёркивает ритмическим разнообразием. И так на протяжении всего трёхчасового спектакля. А Юрий Исаакович объявил на пресс-конференции перед открытием сезона, что подготовлено четыре! состава исполнителей главных партий и показал как они поют:
В спектакле 4 сентября Норму пела Мария Бочманова, лауреат международных конкурсов, выпускница Петербургской консерватории (класс Т.Д.Новиченко, выпуск 2013 года), Поллиона спел Ярамир Низамутдинов, лауреат международных конкурсов, обладающий незаурядной фактурой, Адальджизу - лауреат международных конкурсов Диана Казанлиева, красавица, про которую на сайте театра ничего пока нет, вероятно потому, что она принята в театр лишь в марте 2020.
На пресс-конференции Юрий Исаакович говорил, что всё, что только возможно о друидах, о которых известно очень немногое, они с художником Вячеславом Окуневым и его помощницами Натальей Черниковой и Дарьей Модзалевской постарались найти и воплотить в сценографии и костюмах. Собственно все сведения о друидах - жрецах древних кельтских народов происходят из "Записок о Галльской войне" Юлия Цезаря. Commentarii de Bello Gallico лаконично повествуют о завоевании Цезарем Галлии в 58-50 гг. до н. э. Это и есть время действия оперы Беллини и спектакля, поставленного Юрием Александровым. Какое счастье, что опера не подверглась никаким переносам (перекосам) во времени! Мне доводилось лицезреть "Царскую невесту", перенесённую в наши дни, где отец несчастной Марфы шёл навестить занемогшую дочь - царскую невесту, неся авоську с апельсинами, там же в Мариинском театре видела, как поёт знаменитое болеро Mercé, dilette amiche Гулегина, вылезая из выехавшего на сцену кадиллака - так как в опере речь шла о сицилийском восстании против французов в 1282 г., режиссёр смело перенёс действие в NY 1920-х, неуклюже увязав с делами итальянской мафии. Во втором случае вообще извратили смысл: национальный освободительный порыв заменили бандитским нападением.
Слава богу, здесь всё соответствует исходному либретто Феличе Романи, написанному по трагедии француза Александра Сумэ (1786-1845). Галлией по сути тогда была вся Европа, потомками галлов считают себя французы. Рощи друидов или леса друидов изобиловали омелой, сбору которой придавалось магическое значение. Омела растение полупаразит имеет множество видов и это скорее образ жизни - внедряться в какое-либо растение, получая соки от него. В то же время омелой питаются многие птицы, их помётом насекомые, служащие пищей для птиц. Омела обладает лечебными свойствами и может жестоко навредить здоровью при неумелом употреблении. Чем не магическое растение?
По сюжету Норма серпом собирает омелу, потом ворожит и запрещает войну, ведь грешные мысли её заняты вовсе не волей богов, а предполагаемой изменой отца её детей. Нарушившая обет целомудрия жрица мать двоих детей и их отец - враг её народа, завоеватель римлянин Поллион. Сюжет, в реалистичность которого поверить трудно, дал основу изумительной музыке. Сам Беллини считал, что в случае кораблекрушения, единственную из его 11 опер, которую стоит спасти, это "Норма", а музыкальный критик, мнением которого пренебречь невозможно - Рихард Вагнер написал: "именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства". Вот такое чудо предстояло услышать. Перед началом художественный руководитель театра Юрий Александров по традиции сказал несколько слов, поприветствовав публику и оркестр и рассказав о летних гастролях театра:
Кстати в оркестр я тоже заглянула перед началом. Ведь на пресс-конференции говорилось и об уникальных инструментах оркестра, на закупку которых потрачено 40 млн, и правда звучание оркестра впечатлило. Во всяком случае арфа точно фирменная, на остальных клейм было не разглядеть.
Свет погас, дирижёр-постановщик Александр Гойхман встал за пульт. увертюра началась, на занавесе красным высветилось название оперы
Вообще свет (Азат Юльарисов) и видео-арт (Георгий Савельев) были на высоте весь спектакль. не удержалась и сделала несколько фото именно потому, что хотелось в памяти сохранить эту красоту.
Сначала мощные световые потоки на группы друидов, собирающихся в священной роще в ожидании предсказания Нормы. Они возмущены нашествием римлян и готовы к войне с завоевателями. Верховный жрец Оровезо (Геворг Григорян) мощно спел свой призыв, задав тон всему действу.
Удалившихся друидов сменяет римский проконсул Поллион (Ярамир Низамутдинов) и его друг центурион Флавий (Евгений Наговицын) побеседовали о чувствах Поллиона и сложной ситуации, в которую его поставила новая любовь к прекрасной чистой Адальджизе
Опускается священный щит. Римляне уходят, друиды собираются у храмовой лестницы, по которой величественно ступает Норма (Мария Бочманова) и, после оркестровой подготовки, поёт знаменитую арию, которую Беллини, если это правда, переписывал восемь раз. Это ведь и правда шедевр, слышать который в хорошем исполнении сплошное наслаждение. Певица пропела достойно, с широким дыханием, как отметила в антракте гениальный вокальный педагог Тамара Дмитриевна Новиченко.
Ещё рано воевать, посоветовавшись с луной возвестила Норма, со временем римляне погибнут от собственных пороков. Пока взволнованные друиды выкрикивают лозунги войны, Норма продолжает о своей любви, как бы мысленно про себя.
Снова опускается священный щит и это целиком впечатляющая фантазия художников и осветителей
На сцене одна Адальджиза (Диана Казанлиева) поёт о запретных чувствах к Поллиону, вопреки традиции, костюм Адальджизы не снежно-белый, хотя и довольно светлый с воздушным шарфом. Появившийся Поллион её уговаривает и она соглашается отправиться в Рим вместе с ним.
Начинается волнующая сцена Нормы и её преданной подруги Клотильды (лауреат международных конкурсов Кристина Метелица) с детьми (Дарина Борискина и Саша Михайлова). Подняв кинжал для убийства детей, Норма медлит, Клотильда её останавливает. Возникает Адальджиза и признаётся в преступной страсти. Норма утешает, ведь обет целомудрия юная жрица ещё не дала и может любить, потом, узнав в пришедшем Поллионе возлюбленного Адальджизы, Норма предрекает ей несчастье и предательство. Ансамбль трёх героев со сменой переживаний - ярость, упрёки и проклятия Нормы, просьба Поллиона не порочить его перед возлюбленной, смятение Адальджизы и попытка отказа от любви... Всё время приходится читать субтитры на бегущей строке, расположенной над сценой. Даже сфотографировать трио не успела, Поллион пытается увлёчь Адальджизу, но та, преклоняясь перед Нормой, отталкивает изменника и уговаривает вернуться к Норме. Поллион утаскивает с собой Адальджизу. Антракт.
Пока зрители и певцы отдыхают, напомню речь Ю.И.Александрова о гастролях театра во время пандемии и недавних премьерах на пресс-конференции 2 сентября:
Перед началом второго действия публика приветствовала дирижёра.
Норма склонилась над колыбелью. Несчастные дети, в Галлии их могут казнить, в Риме отдать в рабство. Убить?
Нет, она не в силах и зовёт Адальджизу, Норма отказывается от Поллиона и просит Адальджизу забрать детей в Рим, та собирается упросить Поллиона вернуться к детям и их матери. Надежда окрыляет Норму...
А галлы вместе с Оровезо ждут сигнала напасть на римлян.
Норма в ожидании, но подошедшая Клотильда говорит, что Поллион не внял мольбам и собирается похитить Адальджизу. В гневе Норма ударяет в священный щит - галлы радуются призыву к действию, наконец-то Риму объявлена война.
Клотильда сообщает, что римлянин проник в храм, вводят связанного нарушителя, это Поллион, он ждёт казни. Норма замахивается, но медлит и просит оставить его наедине с римлянином, якобы чтобы узнать, кто та, за которой он пришёл.
Предлагая свободу в обмен на отказ от новой любви, Поллион предпочитает смерть. Норма приказывает готовить жертвенный костёр.
Обычай принести богам жертву, причём перед важнейшими событиями человеческую, описан в записках Цезаря.
Действие ускоряется: Норма объявляет, что истинная виновница она сама. Друиды не могут поверить. Норма умоляет отца взять к себе её детей, Оровезо отказывается, но, вняв голосу крови, соглашается. Поллион, восхищённый смелостью Нормы, вновь загорается страстью к ней. понимая, что не разглядел в ней силу характера, и идёт вместе с ней на костёр.
Свет жертвенного костра и Оровезо, обнимающий детей на фоне огненных бликов. Финал.
Сильное впечатление и огромная благодарность всем участникам за сложный, требующий полной отдачи спектакль!
Опера-потрясение!
#spbopera #belcanto #norma #YuriAlexandrov #СанктъПетербургъОпера
#ЮрийАлександров
P.S. (из Бельсанто) по поводу исторических обстоятельств этого сюжета: около 50-го года до н.э. один выдающийся римский политик и поэт, которому тогда было всего лишь двадцать лет, был назначен Марком Антонием проконсулом одной из провинций Галлии. Имя этого молодого человека было Гай Асиниус Поллио (по-французски «Поллион»). Он пережил срок своих полномочий у друидов. Десять лет спустя он стал римским консулом. Он мирно умер на своей итальянской вилле в возрасте 81 года, прожив в почете и уважении, занимаясь литературным трудом.