Найти в Дзене
Московский Клуб

Может ли Россия потерять Северный морской путь?

В предыдущей статье Московского клуба мы отметили важность российского Северного морского пути и обоснованное желание мировых держав забрать данную магистраль у России.

Напомним, что Северный морской путь – главная транспортная артерия России. Это один из самых успешных морских проектов РФ и благодаря сегодняшним изменениям климата становится востребованным проходом в области мировых транзитных грузовых перевозок.

Каковы же шансы, что ведущим странам мира удастся оспорить принадлежность СМП и присвоить ему международный статус?

В первую очередь, согласно ст. 33 Кон­венции 1982 г., акватория СМП – это водное пространство, расположенное в прилежащей экономической зоне РФ. Соответственно принадлежать оно может только России.

Источник: https://twitter.com/rf_osce/status/1073666965313609729
Источник: https://twitter.com/rf_osce/status/1073666965313609729

Более того, в указе президента РФ «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» четко указывается закрепление исключительно за Россией права на контроль Северного морского пути. Поэтому передача управления над данной магистралью любому другому государству или признание её интернациональной объективно невозможны.

Источник: https://twitter.com/mid_rf/status/1320806217678266370?lang=ar
Источник: https://twitter.com/mid_rf/status/1320806217678266370?lang=ar

Помимо того, потеря СМП российского статуса маловероятна, так как Россия имеет куда более широкий спектр прав в арктическом регионе, чем другие страны, исходя из своего географического положения, которое охватывает самую большую часть Северного Ледовитого океана.

Источник: https://будущее-арктики.рф/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/
Источник: https://будущее-арктики.рф/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/

Наряду с этим, все прибрежные порта и перевалочные пункты СМП располагаются на территории Российской Федерации, начальная точка маршрута – Санкт-Петербург, конечная – Владивосток. Оборудование и модернизация данных морских стоянок спонсируется исключительно российским государством, другие же международные державы только вносят ренту за время пребывания в этих пунктах.

Источник: https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/
Источник: https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/

В довершении всего, стоит отметить, что с исторической точки зрения, первый, кто начал исследовать и осваивать данный морской путь, был известный российский ученый Михаил Ломоносов. Благодаря его исследованиям российская экспедиции А. Норденшельда смогла совершить первое сквозное плавание по СМП в 1878-1879г. Другие страны начали активное освоение арктического региона только в 20 веке. Для себя уникальность данного региона они открыли уже слишком поздно. Россия более трех столетий активно занимается освоением не только данной магистрали, но и всей своей приарктической зоне, поэтому шансы сохранить за собой статус у нее больше, чем у всех остальных мировых держав.

Источник: https://interlaws.ru/konvenciya-oon-po-morskomu-pravu-1982/
Источник: https://interlaws.ru/konvenciya-oon-po-morskomu-pravu-1982/

Таким образом, подытоживая все вышеперечисленные обоснования, в обозримой перспективе ожидается сохранение текущего российского статуса Северного морского пути. Международный спор о статусе СМП пустой и не имеет как такого смысла, поскольку все основания указывают на принадлежность этого пути исключительно Российской Федерации. Единственный вариант признания магистрали межнациональной возможен в случае, если Россия самолично откажется от притязаний на данный судоходный маршрут. Без ее отторжения другим странам не стоит надеяться на изменение статуса Северного морского пути.

Если Вам понравилась наша статья поддержите "Московский клуб" лайком и подпиской и присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе "Вконтакте" - https://t.me/mc_analytics; https://vk.com/moscow__club