Городок на ямском тракте
Гаврилов-Ям – маленький текстильный городок в 45 км от Ярославля. Никаких великих деяний его титульный основатель Гаврила не совершал, но среди народа прослыл личностью общеизвестной. Служил он смотрителем ямского двора, где усталых путников всегда ждали свет и тепло. Так имя Гаврилы вошло в историю.
В «Музее ямщика» вам расскажут, что в 1580 году близ переправы через реку Которосль была учреждена ямская станция. В XVII веке она разрослась до Гавриловой Ямской слободы.
Бурное развитие Гаврилов-Ям получил с началом строительства в 1870-х годах крупной льняной мануфактуры. Городская застройка до сих пор хранит черты разветвленной фабричной инфраструктуры.
Целые кварталы занимают приземистые склады и станционные пакгаузы, через центр тянется каскад фабричных прудов.
Свидетелями тех времен являются и бывшие рабочие «казармы» (общежития). Сейчас они выглядят архаично, но демонстрируют хорошую инженерную прочность.
Факт, строили для трудящихся тогда основательно. Достаточно сказать, что высота потолков здесь составляет 3,5 метра, не в пример пресловутым советским «хрущевкам».
Столь же несокрушимой кладкой отличаются старые конторские помещения и купеческие дома с каменными лавками внизу.
Из советского наследия интересны постройки 1950-х гг.
Конечно, жизнь в глубинке нынче складывается непросто. При желании можно отыскать во дворах покосившиеся сараи и мусорные отвалы. Но увольте, рассказ здесь не об этом. Порадовало, что на улицах Гаврилов-Яма много детей и молодых мамаш с колясками.
Семьи в городе обеспечены работой – действует крупный машиностроительный завод, выпускающий мотоблоки «Агат».
Помнят и чтут в Гаврилов-Яме земляков, павших в годы Великой Отечественной войны.
Стадион-первенец
Еще об одном городском сооружении стоит сказать особо. Связано оно с футболом, его корнями и истоками. Сразу оговорюсь, ревностным поклонником этого спорта не являюсь: в шкафу лежат «фэновские» шарфик и шапочка с символикой «Локомотива», но клуба хоккейного.
Однако есть футбольные матчи, которые смотрят все! Кто ж не помнит репортажей с недавнего чемпионата мира, исполненных почти шекспировских страстей:
- Острая атака нашей сборной…опережает защитников, рвется вперед по левому краю, делает длинную передачу в штрафную… Там Дзюба!!!…Успеет?? Артём, давай!! Удар!!! И следом ликующий возглас комментатора, повторенный громовым раскатом стотысячной арены: «Го-о-о-о-л»!!!
Все в жизни имеет начало: первый урок, первый космический старт. Первой стационарной футбольной ареной, построенной в России, был стадион в городе Гаврилов-Яме.
История его тесно связана с текстильной фабрикой Локалова. В конце 19 в. предприятие оснащалось новейшим английским оборудованием. Для его запуска и наладки в город прибыла большая группа специалистов с берегов Туманного Альбиона: инженеров, механиков, электриков…
В свободное время англичане предавались своему излюбленному развлечению - игре в футбол. На ровной поляне за фабрикой было обустроено поле с воротами. Сначала азартной игрой увлеклись вездесущие мальчишки, затем, мало-помалу, заинтересовались и молодые мастеровые.
Для формирования полноценных составов британцы стали приглашать в свой «клуб» местных рабочих, обучали правилам и приемам игры. Особенно талантливыми учениками оказались фабричные грузчики – все как на подбор крепкие ребята высокого роста. В отсутствие в Гаврилов-Яме иных зрелищ поболеть за своих приходило все больше горожан.
Вести о новой «заморской забаве» дошли до владельцев фабрики Локаловых. И те с удивлением констатировали, что в дни матчей значительно уменьшалось количество драк и пьяных дебошей, сокращалось число прогулов. И когда англичане предложили построить настоящий футбольный стадион с трибунами, хозяева после недолгих раздумий выделили нужную сумму.
Замечу, что фамилия Локаловых хорошо известна историкам архитектуры, и вообще широкому кругу ценителей русского зодчества. По заказу А.А. Локалова рядом с Гаврилов-Ямом, в Великом Селе (на родине фабриканта), был построен дом, признанный выдающимся творением новорусского стиля. В литературе его часто именуют «дворцом Локалова». Создан он по проекту знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, автора зданий МХАТа и Ярославского вокзала в Москве.
Однако вернемся к футболу. Строительство стадиона было завершено в 1912 году. По тем временам он был сооружением весьма совершенным. На трибунах, рассчитанных на 2-3 тысячи зрителей, могла уместиться едва ли не половина населения фабричного поселка. В центре возвышалось судейское помещение с широким «порталом» для торжественного выхода игроков на поле. Над ним вывешивались названия команд и табло для счета забитых голов. По бокам располагались строения с просторными раздевалками.
Спорт братьев Спенсеров
Вскоре фабричная команда «Чайка» смогла добиться впечатляющих успехов. С невиданным ажиотажем проходили встречи с футбольным клубом железнодорожной станции Данилов. Отточенным мастерством блистали на поле английские игроки «Чайки» - белокурые красавцы братья Спенсеры. Ничем не уступали им русские мастера Строганов, Михайлов, Карпычев, Резвецов, Иродов, Семишин.
Посмотреть на феерические поединки атлетически сложенных мужчин приезжали даже видные дамы из Ярославля. И находили спортивные «представления» ничуть не менее зрелищными, чем популярная тогда в России цирковая борьба.
Футбольные традиции удалось сберечь при Советской власти. Фабричная «Чайка» неизменно показывала на губернских первенствах высокие результаты.
Однако в лихие 90-е не стало ни команды, ни самой фабрики. Постепенно превращалась в руины брошенная на произвол судьбы футбольная арена.
Сейчас что-то удалось восстановить: в городе работает детская спортивная школа с футбольной секцией. На довольно ухоженном газоне проходят матчи любительских команд, устраиваются спортивные праздники. Из скудного местного бюджета выделены средства на косметический ремонт трибун.
Подводя итог, можно сказать, что в маленьком Гаврилов-Яме спорт зарождался как движение масс - от фабричного станка к высоким результатам. Смотрю на фотографию местной команды 1920-х гг., и думается, что главным для этих ребят был вдохновенный азарт игры, после (своим чередом) – слава, упоение вкусом победы. И уж потом деньги, премия от профкома в виде граммофона «Красный Октябрь» … Да хоть каждому по «Майбаху», лишь бы радовали красивой игрой, яркими победами…
Пока же данная формула, перевернутая с ног на голову, рисует «картину маслом» унылую и безотрадную. И, увы, с горечью приходится перефразировать строки Ильфа и Петрова:
Служил Гаврила футболистом,
Гаврила пасы подавал,
И думал – На фиг бегать быстро:
Я вам не конь, не самосвал…
На групповом снимке особенно запомнился вратарь Ананьев (сидит с мячом). По всему, парень был с характером: смотрит испытующе и укоризненно. Будто назрело у человека выразиться по-русски: - Когда ж вы нынешние … играть начнете?
P.S. Первенство Гаврилов-Ямского стадиона среди футбольных арен России подтверждает научная работа историка И.В. Солнцева «Стратегическое управление индустрией футбола», консультант профессор Е.С. Петренко. Российский экономический институт им. Г.В. Плеханова. Москва, 2020 г:
«Эффективные менеджеры» Иродовы
Отметим и талантливого наставника команды – тренера Иродова (на снимке слева). Он играл с братьями Спенсерами в первом составе «Чайки». И уроки англичан сумел осмыслить творчески - вывел свой клуб в чемпионы. На фото Иродов скромно стоит с края, всем видом показывая – здесь не он, а его «орлы» главные герои.
Очевидно, организаторский талант был у него врожденным, наследственным. Иродовы представляли собой вторую династию местных текстильных промышленников. Они владели крупной мануфактурой в селе Осташкино близ Гаврилов-Яма.
Представители фамилии зарекомендовали себя отличными управленцами. Так, П.Д. Иродов долго служил директором «Товарищества льняной мануфактуры Локалова», за заслуги перед «Царем и Отечеством» удостоился звания почетного гражданина. А его супруга Вера Михайловна превратила в образцовое хозяйство запущенное имение Селищи, сходно купленное у дворян Ельчаниновых-Воронцовых. И есть все основания полагать, что волевой тренер «Чайки» был потомком этого семейства.
Удивительно, но в Великом Селе Иродовым принадлежал дом, также построенный по проекту Шехтеля! Он относится к раннему периоду его творчества, когда зодчий творил в так называемом «кирпичном стиле». Строение внесено в «Список построек Ф.О. Шехтеля», изданный еще до революции.
Так что на маршруте есть что посмотреть. Помимо стадиона и двух домов работы Шехтеля, внимания достойны также «Великосельский кремль» с 75-ти метровой колокольней, уникальные изразцы 18 в. церкви Покрова и многое другое. Но об этом расскажу позже.