Найти тему

Такуан Сохо: монах и мистик, который отказывал императорам

Оглавление
«Один лишь ум может ввести ум в заблуждение»
Такуан Сохо.

Бусидо, или же кодекс самурая, казалось, должны были продвигать представители самурайства, но, как оказалось, это далеко не так. Оказывается, на бусидо влияли не только ронины и почтенные самураи, но и монахи…

Такуан Сохо – знаменитый и почитаемый дзен-монах семнадцатого века. В своих небольших трудах, к примеру в «Вечерних беседах в храме Токайдзи», он скомбинировал Путь воина и Путь монаха, сделав упор на духовное состояние воина во время сражения, которое он уподобил пребыванию в медитации.

Давайте рассмотрим некоторые положения его философии, соединяющей противоположности: деяние и недеяние, мир и сражение, мысль и её отсутствие; также я хотел бы ознакомить вас с моей интерпретацией его учения.

Время чтения - меньше восьми минут
Сохо был каллиграфом, художником и поэтом. Его работу вы можете увидеть выше
Сохо был каллиграфом, художником и поэтом. Его работу вы можете увидеть выше

Такуан Сохо вводит два центральных понятия, на которые опирается вся его концепция: правильный ум и смущённый ум. Разницу прекрасно объяснил сам Такуан:

«Правильный ум не остается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается водном месте и застывает в нем.»

Победа для Такуана Сохо – это в последнюю очередь битва и кровопролитие. Свою философию он обращает к душевному балансу и гармонии, которые применимы во всех сферах жизни: в работе, учёбе, отдыхе и так далее. То, чему учит Такуан – это простейший и единственный принцип чистой победы: победы при помощи интуиции и недеяния.

Осознав, что победа, поражение и битва – это понятия, в данном случае, очень абстрактные, перейдём к более точному рассмотрению идей Сохо.

Итак, чтобы победить, человеку нужно уподобиться правильному уму. Сделать это можно лишь при помощи такого собирательного понятия, которое я сформулирую как «лёгкость». Оно состоит из нескольких подпунктов, которые мы сейчас рассмотрим.

В десять лет Такуан стал монахом в буддистском храме, и ему дали имя Сюно. В тридцать два года он, на тот момент это было общепризнанно, достиг просветления
В десять лет Такуан стал монахом в буддистском храме, и ему дали имя Сюно. В тридцать два года он, на тот момент это было общепризнанно, достиг просветления

Лёгкость я предлагаю разделить на четыре составляющих: первородность и антидуализм, недеяние и перенаправление. Давайте о них по порядку...

1. Первородность: энергия лёгкости

Такуан Сохо намекает, что лёгкость граничит с бесформенностью и безграничностью, не имеет ни начала, ни конца. Если она будет иметь конец или начало – она тут же возымеет точку опоры, а это смутит разум.

Причём лёгкость эта отнюдь не бездейственна. Монах сравнивает её с состоянием максимально естественным и первородным, когда человек становится всем и ничем. Когда человек стал всем и ничем, он знает всё и ничто.

Если знать всё, то можно победить и каждая реакция на противника будет столь же естественной и непринуждённой, как изменение течения воды, когда ручей перекрыли, или как дуновение обтекающего ладонь ветра.

Император Гоесэй назначил Такуана, которому не было и сорока лет, настоятелем одного из самых значительных храмов Японии, но Такуан отказался, сказав, что "не желает жить в золотой клетке"
Император Гоесэй назначил Такуана, которому не было и сорока лет, настоятелем одного из самых значительных храмов Японии, но Такуан отказался, сказав, что "не желает жить в золотой клетке"

2. Антидуализм: природа лёгкости

Лёгкость для Такуана Сохо – это не просто плавность, но ещё пустота и полнота. В этом мы видим характерное для восточных культур слияние противоположностей, некий антидуализм, порождающий единство полюсов.

Он писал: «Следует рассечь время в промежутке между прошлым и настоящим. Это важно для отрыва прошлого от настоящего и настоящего от будущего. Это означает не задерживаться нигде.»

Не задерживаться нигде подобно пребыванию везде: в то время как концентрация на частности и частях отдаляет от целого, разделяет его и ослабляет, концентрация на всём и ничём приближает к целому и позволяет его чувствовать как своё тело.

Также антидуализм проглядывается в одном из подходов, как научить ум быть свободным и "правильным":

«Вначале контролировать ум, а затем предоставить ему свободу, чтобы он мог, словно дрессированная кошка, двигаться где пожелает.»

То есть сначала нужно удержать, чтобы отпустить. Лишить свободы, чтобы вскоре предоставить истинную свободу. Также нельзя не заметить сравнение ума с кошкой: сам Такуан указывает на то состояние лёгкости и текучей ловкости, которое должен в итоге достигнуть ум.

Такуана настолько почитали, что даже когда его отправили в ссылку за протест против религиозной политики императора, его поселили в имении даймё, где жилось более чем неплохо
Такуана настолько почитали, что даже когда его отправили в ссылку за протест против религиозной политики императора, его поселили в имении даймё, где жилось более чем неплохо

3. Недеяние: форма лёгкости

В самом начале мы упомянули правильный и смущённый ум. Такуан Сохо подразумевает под недеянием скорее мысленное расслабление и отпускание, противоположное напряжению и стягиванию.

Вся проблема состоит в том, как к этому прийти. В своём произведении Сохо приводит в пример гениальные строки, которые описывают всё, что нужно знать о проблематике намеренного расслабления.

«Мыслить: «Я не буду мыслить» -
Всего лишь ещё одна мысль.
Лучше вообще не мыслить
О том, чтобы не мыслить.»

Но здесь мы сталкиваемся с проблемой «немышления». Как прекратить мыслить, не думая о том, чтобы прекратить мыслить? На этот вопрос Сохо даёт чёткий ответ: «Полностью забудьте об уме, и тогда все ваши действия будут безупречны.»

К несчастью или к счастью, человек не властен над своей памятью. Однако, если на память нельзя влиять напрямую, то на неё можно повлиять косвенно, ведь память – часть духовного механизма, в который также входят душа и разум.

Значит, воздействуя на душу и разум определённым образом, мы можем воздействовать на память так, чтобы мы забыли об уме хотя бы на какое-то время.

Я полагаю, состояние потока – это то, что нам нужно. Вспомните, пожалуйста, как вы не заметили, что прошло уже несколько часов, когда были увлечены готовкой, садоводством, музыкой или чтением. Не правда ли вы словно забыли про всё остальное, не правда ли ваш ум был "правильным", а не "смущённым"?

Годы жизни Такуана Сохо: 1573—1645
Годы жизни Такуана Сохо: 1573—1645

4. Перенаправление: поток лёгкости

Перенаправление очень тесно пересекается с недеянием. Но первое отличается от второго тем, что недеяние - это основа действия, а перенаправление - это то, как мы возвращаемся к основе, когда её утратили.

Такуан Сохо сказал: «Если ваш ум устремляется в направлении мыслей, сколько бы вы ни прислушивались, вы не услышите, и сколько бы вы ни всматривались, вы не увидите»

Наличие мысли - это первый показатель "смущённости" ума. Следовательно, идём от обратного: чем меньше мыслей и чем имеющиеся мысли проще, тем менее ум "смущён".

Когда вы думаете о том, как вы пойдёте гулять и что вы сделаете во время прогулки, ваш ум нагружается сильнее обычного: все детали, все действия и направления требуют больших духовных мощностей.

В то время как думая о единице, просто о цифре один, представляя её, скажем, на белом фоне, и возвращаясь к этой мысли раз за разом, когда вы сползаете к более красочным и суетным картинам, вы приближаетесь в "правильному" уму, то есть перенаправляете себя.

Да, это всё ещё пребывание ума в одном месте: в данном случае, в цифре один. Но будем честны и скажем, что это далеко не легко, сразу мыслить всё и ничто. Следует начинать постепенно и не отступать от сделанных шагов, первым из которых может стать сосредоточение мышления на простейшем объекте: на цифре один на белом фоне.

Дальше можно следовать словам Такуана Сохо: «Не позволять уму пребывать ни в одном месте - вот к чему нужно стремиться в ходе тренировки.»

Сёгун Токугава Иэмицу, а это в то время фактический правитель Японии, видел в Такуане своего духовного наставника. Сёгун в знак признательности самостоятельно провёл чайную церемонию для Сохо
Сёгун Токугава Иэмицу, а это в то время фактический правитель Японии, видел в Такуане своего духовного наставника. Сёгун в знак признательности самостоятельно провёл чайную церемонию для Сохо

Заключение

Мистика и эзотерика или восточная философия? Не думаю, что это важно. Главное, это то, на что натолкнуло вас учение Такуана Сохо и моя его интерпретация. Его можно кратко описать как "искусство рассредоточенности", ведь на протяжении всей статьи мы разбирали работу с мыслью как субстанцией, а не как со смысловой единицей.

Не будем забывать, что Сохо был дзен-монахом, что определённо придаёт его словам загадочность, делая возможными разночтения. Также я крайне рекомендую ознакомиться с его трудами лично: они не содержат и двух сотен страниц, зато тот новый взгляд на жизнь, который вы получите, может оказаться бесценным.

Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций. Ставьте пальцы вверх и помогайте развитию канала, оставляя комментарии. Мне очень важна обратная связь с вами: это поможет улучшать качество контента и радовать вас интересным материалом. Спасибо!

#эзотерика #философия #дзен-буддизм #азиатская культура #мудрость

Читайте далее:
Почему самураям запрещалось обещать и пьянствовать: культура бусидо
Смотрим на саморазвитие глазами Античности: Аристотель
Мудрость самурая: 6 решительных предписаний Ямамото Цунэтомо, доступных каждому