Пепси не мой напиток. Да и Кола тоже. И здесь никакой политики и никакого "квасного", сермяжного патриотизма. Просто не люблю и всё.
Кому-то нравятся эти напитки, ничего предосудительного в этом не вижу. Речь не об этом. Сегодня просто небольшой исторический экскурс, как эти напитки покоряли просторы СССР.
В СССР очень долго никаких товаров из капиталистических стран не было.
Хотя попытки у той же Пепси проникнуть на наш рынок были ещё в 1938 году.
Но, при Сталине шансов на советском рынке у заокеанской «содовой» было не больше, чем у гитлеровцев под Сталинградом.
Но капиталисты не дремлют...), при оттепели на выставку американских достижений 1959 года Ричард Никсон привёз в Москву различные предметы американского быта.
Хотел показать советским людям, как хорошо живётся при капитализме. Вместе с ним приехал Дональд Кендалл – он тогда был вице-президентом "Пепси-Колы" по маркетингу.
Коммунистов он не любил, но знал толк в маркетинге и держал руку на пульсе.
Кока-Кола выставку проигнорировали, интересно, кусали ли они потом локти?
На выставке разгорелся жаркий спор между Хрущевым и Никсоном. Спор на тему, что же лучше - коммунизм или капитализм? Забавно, но происходило это на фоне американских холодильников.
И именно в этот момент Кендалл протягивает стакан Пепси (с логотипом) Хрущеву, мол, столько говорите, промочите горло.
Снимки пьющего пепси Хрущёва, слегка изумлённого Никсона и мрачно взирающего на всё это Ворошилова облетели всю планету вместе с описанием произошедших там же «кухонных дебатов».
Снимок стал лучшей и бесплатной рекламой продукции Пепси.
Слово за слово, стороны договорились о поставке Пепси в Союз.
Осталось разрешить вопрос об оплате. Ведь советские рубли были не конвертируемыми.
Так и возникла идея бартера. А что в тот момент было в СССР самым популярным на Западе?
Конечно, vodka. Так Пепси стала официальным дистрибьютором «Столичной» в Штатах.
Меняли по курсу литр vodkи на литр концентрата.
Кстати, советское руководство давно удручало господство на рынке США vodkи Smirnoff — старого имперского бренда, оказавшегося на Западе вместе с владельцами-эмигрантами.
Пусть пьют настоящую советскую voдку, а не то, что «Смирнофф» разливает в Коннектикуте.
В 1973-м в США распродали первую партию из 30 тысяч ящиков советской vodkи.
В 1978-м американский рынок выпил уже 200 тысяч ящиков «Столичной». А к 1980-у году — несмотря на массовый бойкот из-за Афганской войны — в США удалось продать миллион ящиков.
Со слоганом «покупайте настоящую русскую vodkу из Ленинграда, а не „Смирновскую“ из Кентукки» шло завоевание американского рынка.
Первый же завод Пепси в СССР открылся уже при другом вожде.
К 1989 году у PepsiCo был 21 завод в Советском Союзе. Планировали открыть еще 26.
Народу напиток понравился.
Но, железный занавес трещал по швам. Советским гражданам надоели партсобрания и бурные овации на съездах.
Хотелось джинсов и вкуса свободы. То есть — «Пепси». И побольше.
В 1988-м «ПепсиКо» выпустила первую коммерческую рекламу на советском телевидении. С Майклом Джексоном. О ней писал Пелевин в Generation P.
И ролик с космонавтами на орбите, пытающимися в невесомости добраться до заветной бутылочки.
Но, американцев уже не устраивает бартер. А что может предложить Союз взамен нашего национального напитка?
Ну не самовары же с балалайками. А что тогда? Вы не поверите, я, кстати, тоже не верю до сих пор - подлодки...!
Модернизация оснащенности армии в 80-х переживала последний рывок.
Флот был не исключение. Со стапелей сходили всё более совершенные подлодки, авианосные, атомные и просто крейсеры, БПК-МПК и сторожевики.
Именно в это время их стали называть на западный манер эсминцами, фрегатами и корветами.
Старые корабли массово списывались. Но, даже безнадёжно старый корабль — это очень дорого.
Вот и созрел гениальный план: а давайте выменяем пепси на старые корабли?
Дональд Кендалл, Михаил Горбачёв и глава советского правительства Николай Рыжков в первых числах мая 1989 года подписали соглашение.
По условиям договора PepsiCo за поставки сырья и оборудования получила 20 старых военных кораблей: 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец.
Не знаю, как американцы не поперхнулись пепси от этого предложения...
Идея изумила западную прессу. В советской прессе сделку не особенно озвучивали даже во времена безудержной гласности.
Не думаю, что пытались засекретить. Все-таки проданные корабли не были боевыми единицами.
Это были списанные, глубоко устаревшие, лишённые любых остатков сколько-то ценного оборудования ржавые остовы.
Суда потом «ПепсиКо» продала на металлолом куда-то в Скандинавию.
На Западе иронизировали, что PepsiCo стала обладателем шестого по размеру военно-морского флота в мире.
Кендалл заявил президенту США:
Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы.
А The New York Times в 1989 году иронизировала, что "вывоз излишков оружия из СССР — неплохой способ помочь перестройке".
На самом деле терминология и классификации НАТО и СССР не совпадали.
Крейсерами на Западе могли звать и старые советские крейсеры вроде 68-бис, и крупные БПК. Эсминцами — БПК и МПК. Фрегатами — МПК и сторожевые корабли.
С подлодками проще, 17 субмарин, каждая из которых стоила «ПепсиКо» 150 тысяч долларов, относились к проекту 613.
Это самый многочисленный тип подлодок советского флота — безнадёжно, фатально устаревший к концу 80-х. Появились они в начале 50-х годов как результат изучения трофейных немецких субмарин типов VIIC и XXI.
От этих древних подлодок американцам оставили лишь остовы, демонтировав даже винты.
Хотя, конечно, идея их продажи дикая, для меня, во всяком случае.
Планов у Пепси было громадьё. Хотели построить ещё два десятка заводов.
В 1990 подписали контракт на 3 миллиарда долларов, что стало крупнейшей сделкой между СССР и частной компанией.
Сделка обеим сторонам была важнее эмоций и политических дрязг. Бутылочка в 0,33 литра стоила 40, затем 45 копеек. А бутылку советской газировки можно было купить за 15 или 22 копейки.
Но... Наступил 1991 год Союз распался.
У Пепси начались проблемы по контракту с уже несуществующей страной. Пришлось отдельно договариваться с Украиной (там строили танкеры, которые должны были отойти компании по новому контракту), Белоруссией (там делали пластиковые бутылки).
Ну и в довершение Кока-Кола стала довольно агрессивно захватывать российский рынок. На новый, "дикий" рынок хлынули конкуренты, и удержать лидерство PepsiCo не помогли даже лавры первопроходца.
Монополия Пепси закончилась. А Дональд Кендалл, ставший в 1963 году главой PepsiCo, получил уже в 21 веке два российских ордена – Почёта и Дружбы.
В СССР он был известен не меньше, чем «красный миллионер» Арманд Хаммер, потому что поставлял пепси за железный занавес в самый разгар холодной войны.
Умер он год назад в возрасте 99 лет, оставив 55-летнюю вдову, четверо детей и десяток внуков.
Мечтой Кендалла была возможность каждого советского гражданина купить бутылку пепси в десяти минутах от дома.
Ну что же, его мечта сбылась.
А я пожелаю не злоупотреблять пепси и колой вне зависимости от политических взглядов.
Всем здравомыслия и здоровья!
Ещё мои заметки:
Укрусь. Осталось только сменить название страны? С остальным полный порядок?
Европа хочет российский газ. Но, по более дорогой цене. Странные они
Детям к школе по 10 тысяч. Теперь пенсионерам. Я одна не кричу - "благодарствую, батюшка..."?
10 предупреждений Путина Украине. Может быть уже хватит?
Немного про Техас. Или как США захватили половину Мексики
Шойгу назвал США региональным игроком. Давно пора. Янки гоу хоум?
Развал СССР. 30 лет назад нас спросили - мы ответили. И что? Хроники 1991 года