В этой статье я бы хотел поговорить об альбоме Led Zeppelin IV. Наверняка если вы подписаны на мой канал , то название группы замечали часто , но теперь пришло время поговорить о данном произведении более предметно. Чтобы читателям было легко ориентироваться в тексте , его я разбил на «Части» в соответствии с песнями в альбоме.
Часть Первая -«Название»
После довольно равнодушной реакции со стороны критиков на альбом Led Zeppelin III , группа решила вообще не давать название новой пластинке , чтобы проверить, удастся ли вообще продать пластинку , но за счёт одной музыки. Руководство звукозаписывающей компании после того , как узнало о такой задумке пришли в ужас и назвали эти действия "Самоубийством"
По замыслу , на обложке не должна была фигурировать хоть какая-то информация — даже о названии лейбла или каталожном номере пластинки. Главным намёком о принадлежности альбома к группе должно было стать одно из имён продюсера — Джимми Пейджа, на внутренней стороне конверта и сам текст песни «Stairway to Heaven».
Следует привести слова самого Пейджа : «Мы решили, что на четвёртом альбоме сознательно проигнорируем название группы и на внешней стороне обложки не будет никакой информации. Имена, титулы и так далее не значат ровным счётом ничего… Играет роль лишь наша музыка. Мы хотели дать понять, что полагаемся только на музыку». Но , руководство отчаянно настаивало на том , чтобы на обратной стороне конверта было всё же указано хотя бы название группы, однако, их предложение было решительно отвергнуто.
По словам Роберта Планта, руководство звукозаписывающей компании заявило , что они не получат даже магнитофонные ленты с записями. Но в итоге, её загадочность лишь подогревала интерес со стороны фанатов и прессы и довольно быстро став предметом обсуждения в СМИ. Вспоминая тот период, Пейдж говорил: «Нам было необходимо достаточно веры в себя для того чтобы пойти на это».
Часть Вторая - "Загадочные четыре символа?"
И всё-таки , в итоге на обложке появились опознавательные знаки. Пейдж предложил каждому из музыкантов придумать себе индивидуальный символ, который служил бы его репрезентацией на альбоме. Впервые эти знаки были продемонстрированы публике в серии реклам-тизеров, опубликованных в музыкальной прессе ( статьях , журналах ) за несколько недель до выхода пластинки.
Представляя собой изображение символа вместе с одной из предыдущих обложек группы. Пейдж и Плант показали свои собственные знаки, в свою очередь Джонс и Бонэм выбрали их из «Книги знаков» Рудольфа Коха — которую им предоставил гитарист. Джонс выбрал для себя символ изображающий одиночный круг, разделённый на сектора тремя овалами Рыб , который символизировал человека уверенного и компетентного. Стоит сказать , что в нём прослеживалась явная оккультная связь , так как он фигурировал в разных экзотерических текстах и учениях. Три пересекающихся круга Бонэма-символизировали триаду человек-жена-ребёнок (а также Троицу), а внутренние поля - силу и единство.
Что касается Планта , то придумал он свой знак ( круг с пером внутри ) , опираясь на следующее ( далее приведу его цитату ) : «Символ, на котором основывались все философии. Стоит сказать , что подобный знак в индейских племенах обозначал мужество. Мне нравится, когда люди устанавливают истину. Без шуток, в этом и есть смысл пера»
Но, по словам писателя Мика Уолла (автор отличных книг про данную группу ) , единственным знаком, который оставался самым загадочным, был символ Джимми Пейджа. Хоть гитарист и не намеревался придавать ему сходство со словом (он утверждал, что символ не имеет названия или какого-либо словесного эквивалента), его и по сей день продолжают называть «ZoSo». Пейдж очень подозрительно всегда избегал комментариев по поводу его значения, тем не менее однажды сказав в одном из интервью странную фразу : «Мой символ был связан с заклинанием и заклинающим. Больше я ничего не скажу об этом».
Часть Третья - «Black Dog»
Продолжаю разбирать для вас альбом Led Zeppelin IV и на очереди , первая песня открывающая альбом - Black Dog
Песня получила своё название в честь одного чёрного лабрадора , бродившего в поместье Хэдли Грейдж где записывался альбом.
Идея композиции принадлежала Джону Полу Джону , источником вдохновения для него служил ( как он сам говорил ) блюзово-психоделический альбом Мадди Уотерса Electic Mud. Сам он говорил , что хотел попробовать сотворить электрический блюз на бас партии. Также подразумевалось , что данная композиция должна быть песней с анти-грувом (отсутсвие привычного ритма) и не должна была стать танцевальной вовсе , хотя трудно представить , что группа способна была выпустить песню под которую не хотелось бы двигаться.
Песня была записана в довольно сложном формате , между 4/4 и 5/4 (изначально она была сочинена в размере 3/16), Джимми Пейджу пришлось записать около четырёх гитарных треков на своей Les Paul, которая было подключённой напрямую к микшерному пульту.
Джон Пол Джонс и Джимми Пейдж сделали три отдельные дорожки для трёх ритм-гитар соотвественно , чтобы получить широкую стереопанораму, а основные партии композиции записывались в бывшем склепе (видимо для создания необычной акустики).
Вообще творчество группы строится на вдохновении разными жанрами и группами ( начиная от народных песен , заканчивая блюзом и роком ) , что собственно говоря и отразилось на данной песне. Так как , с одной стороны песня звучит довольно просто и порой , как классическая рок композиция , но с другой звучит как сложно и цельное произведение. Это можно понять благодаря сложности и многообразию звука.
Собственно говоря , сложно что-то добавить в копилку характеристики данного произведения , так как песня отлично подходит для открытия альбома , задаёт ритм , настроение и даёт понять , что далее нас ждёт очень красивая , сложная , энергичная и новаторская музыка.
Часть Четвёртая - Rock and Roll.
Теперь разберём немного вторую песню альбома и имя ей ( может показаться типичным , но только на первый взгляд ) - «Rock and Roll». Как понятно из названия, песня построена на одной из самых популярных структур в рок-н-роле блюзовом периоде ( дань уважение жанру ). «Rock and Roll» является одной из самых узнаваемых и наиболее часто исполняемых песен группы.
В этой песне Led Zeppelin отдали , как сами выражались «бесчисленным британским бит-группам пятидесятых» должное , по своему интерпретировав жанр и стилистику американский рок-н-ролл.
Как утверждал сам Джимми Пейдж мелодия появилась «из неоткуда» после того , как Бонэм исполнял песню Литл Ричарда «Keep A-Knockin» и в этот момент Пейдж начал подыгрывать , а затем и вся группа. ( стоит сказать , что Rock and Roll» — одна из нескольких песен Led Zeppelin, участие в написании которой приняли все участники.) Вся сессия была записана на магнитофонную пленку и основа была практически готова.
«Песня в прямом смысле родилась на ровном месте. По-моему, мы сделали всего три-четыре дубля»
Поначалу песня кажется немного , как иногда говорят «старомодной» , но после нескольких прослушиваний приходит понимание очень энергичной игры , звенящего вокала , что это и не важно новая или старая песня , главное то какие эмоции она вызывает. И данная композиция справляется с этим на 100% , так как , каждый раз в минуты тоски или уныния песня всегда поднимет настрой.
В свою очередь, ряд музыкальных критиков и в частности один из самых известных - Роберт Кристгау описал её, как «самую динамичную хард-рок песню в истории музыки» , с чем невозможно не согласиться.
Продолжаем поэтапный разбор четвёртого альбома группы Led Zeppelin и на очереди Третья невероятно лиричная и умиротворяющая песня под названием «The Battle of Evermore».
Стоит сказать , что это не самая известная песня группы , но в рамках цельного альбома занимает нудное место и отлично успокаивает зрителя после невероятно энергичной «Rock-n-roll». Но , эта композиция диаметрально противоположная по звучанию , она очень мягкая , наполненная лишь вокалом и приятным звучанием мандолины , такую песню можно даже слушать перед сном , настолько умиротворяюще действуют на состояние человека.
Саму мелодию сочинил в Хэдли Грэйнж Джимми Пейдж, причём, наигрывая на мандолине Джона Пола Джонса. Как он сам говорил : «Battle of Evermore мы с Робертом Плантом написали почти мгновенно. Я просто взял мандолину Джона Пола Джонса, инструмент, на котором никогда прежде не играл, и написал всё за один присест». Стоит добавить , что это признак настоящего профессионализма и собранности
Кстати говоря , в записи вокала теперь принял учатие приглашённый музыкант , а именно компанию Планту составила Сэнди Дэнни и они довольно неплохо сработались , ибо вокал прекрасен. Роберт Плант в интервью говорил следующее о их сотрудничестве :
« С самого начала мы с ней ощущали взаимное притяжение. Помню, как потряс меня уже сам по себе снимок на 5-й странице Daily Mirror, где мы стоим, обнявшись — после того, как (в Melody Maker) получили «Лучший вокал» — каждый в своей категории… Я с самого начала был большим их поклонником — собственно, внутренняя связь между Led Zeppelin и Fairport Convention была несомненной… Так что, когда мы с Джимми начали работу над The Battle of Evermore, и стало ясно, что тут нужен вокальный дуэт — когда один голос словно бы откликается на воинственный призыв другого, — выбор был очевиден. И когда она на мою первую фразу — A queen of Light took her bow…. Ответила своим: Oh, dance in the dark of night… — мы с Джимми (а он находился в кабинке) переглянулись через стекло, обменялись кивками… Это неизъяснимое счастье: когда ты выразил мысль, а другой — не просто мысль эту понял, но и поднял её на новую высоту!»
Если говорить про лирику , то фанаты творчества Толкина рассматривают текст песни как некое описание Битвы на Пеленнорских Полях из книги «Властелин колец». Упоминание Авалона - «I’m waiting for the angels of Avalon, waiting for the eastern glow…» может рассматриваться и как отсылка к кельтскому фольклору ( стоит сказать , что Роберт Плант плотно изучал и изучает Кельтскую культуру ), и как намеренное искажение названия Валинор.
Что можно сказать в заключении этой части ?
Да пожалуй не так много , так как , в очередной раз Led Zeppelin показывают запредельный уровень мастерства в плане записи , сочинения и исполнения. Данная песня отлично подготавливает слушателя к следующей, поистине , легендарной композиции о которую точно слышали почти все любители музыки и имя её - «Stairway to heaven». Следующая статья будет посвящена именно ей , поэтому будьте готовы
В этой части мы поговорим об одной песне , которую знают и обожают все фанаты группы и имя ей – Stairway To Heaven. Я вижу , что вам по душе статьи о рок группах типа Led Zeppelin , Pink Floyd и мне приятно , что есть такой формат при котором можно делиться своими впечатлениями , с такими же фанатами музыки.
Но , здесь прервемся и начнем разбор песни Stairway To Heaven , который уже не терпится начать.
Немного предыстории :
- Композиция появилась в 1970 году, в момент когда Джимми Пэйдж и Роберт Плант проводили время в валлийском ( любимые места Роберта Планта ) коттедже Bron-Yr-Aur, отдыхая после завершения масштабного пятого американского концертного тура Led Zeppelin. Как вспоминал Пэйдж, инструментальная часть писалась им довольно продолжительное время , порой переделывалась кардинально ; вокальная часть в свою очередь — возникла однажды вечером в Bron-Yr-Aur]. Стоит сказать , что Пэйдж повсюду носил с собой кассетный магнитофон, и композиция родилась у него из нескольких разрозненных и непохожих фрагментов, позднее записанных на плёнку.
Теперь следует перейти к процессу записи :
Запись песни началась в декабре 1970 года в Basing Street Studios, новой и технически продвинутой лондонской студии Island. Полностью запись была завершена после того, как Роберт Плант полностью написал текст песни в ходе сессии, продолжившейся в 1971 году в Хэмпшире. После этого Пэйдж вернулся в Island Studios и записал , пожалуй ,одно из выдающихся и сложных своих гитарных соло на двенадцати-струнной гитаре ( один из первых , кто ее начал использовать ).
Как говорил сам Пейдж : «Я всегда старался добавлять соло в самом конце, потому что хотел, чтобы оно полностью соответствовало содержанию текста. Обычно я сначала разминался, разминался, а потом говорил: „Включайте красную лампочку“. На эти соло не нужно было тратить много часов; я понимал, получается у меня или нет. Я никогда не творил их ноту за нотой. Соло всегда были… как если бы я сделал глубокий вдох и начинал мчаться вперёд. Соло в Stairway из той же категории». Стоит отметить , что участниками группы было придумано , что песня должна с каждой минутой «Нарастать» , как некое повествование со своим началом развитием и кульминацией.
Текст песни был написан лично Робертом Плантом и теперь это более зрелое повествоание.
Сам Роберт Плант так говорил об «автоматическом» характере сочинения текста песни:
«Мы c Пейджем сидели перед камином в Хедли-Грейндж. Пейдж придумал аккорды и наигрывал их мне. У меня под рукой лежали бумага и карандаш, и я отчего-то был в очень плохом настроении. Затем внезапно моя рука начала записывать слова: «Живёт одна дама, которая уверена, что золото — всё, что блестит, и она покупает лестницу в небо». Я продолжал сидеть, уставившись на эти слова, а затем буквально подскочил на месте от изумления.»
Как утверждали многие наблюдавшие за работой группы и в частности за работой Планта , что он «часто замечал, что может почувствовать, как его пером двигает какая-то высшая сила».
По мнению Пейджа, «В песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы… …Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску».
Но , позднее многие люди начали утверждать , что в песне якобы есть сатанинские элементы , часть текстов будто обращены к Люциферу и в подтверждении своих слов приводили тот факт , что группа уже ранее подозревалась в этом и в частности сам Джимми Пейдж , который купил даже дом в котором располагалась когда-то секта Алистера Кроули. Впервые подобное утверждение появилось в телепрограмме, транслировавшейся на некоммерческом христианском телеканале Trinity Broadcasting Network в 1982 году: в ней приводились примеры «скрытых сообщений», якобы зашифрованных в популярных рок-песнях, среди которых упоминалась и «Stairway to Heaven». Утверждалось, будто при обратной прокрутке плёнки с записью песни в ней можно расслышать слова: «Oh here’s to my sweet Satan// The one whose little path would make me sad, whose power is Satan» («О, это для моего милого Сатаны // Того, чей малый путь сделает меня печальным, того, кому принадлежит власть — Сатана…»).
Стоит сказать , что самого Роберта Планта крайне болезненного задело и расстроило. Он утверждал : «Меня всё это очень расстраивает, ведь „Stairway…“ была написана с самыми добрыми чувствами, и, в конце концов, не в моих это правилах — разворачивать плёнки задом наперёд, вставлять туда какие-то скрытые послания… Впервые я услышал об этом ранним утром в новостной программе. Я был просто опустошён, ходил туда-сюда и просто не в силах был этому поверить — неужели люди и правда воспринимают всерьёз подобные измышления?..»
Далее следовало бы перечислить достижения , награды данной композиции и альбома в целом , но я думаю многие и так знают , что эта песня – Лучшая песня группы и одна из самых выдающихся в истории современной музыки.
Misty Mountain Hop.
Песня своим названием скорее напоминает название одной из глав книги про Хоббита и это не случайно , так как наиболее популярная интерпретация название ссылается на Туманные горы из книг Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит , или Туда и Обратно. ( Стоит сказать , что Роберт Плант являлся поклонником творчества Толкина и не раз отсылал к нему в своих текстах песен ).
Также вдохновением для песни послужили протестные акции под названием «Legalise Pot Rally» ( «За легализацию марихуаны»), которые были устроены хиппи ( кого же ещё ) в лондонском Гайд Парке 7 июля 1968 года. Во время этой акции были произведены массовые аресты , в первую очередь за хранение наркотиков.
Текст отражает желание автора песни , к более справедливому обществу, к тому месту и времени, когда проблемы сменяются индивидуальной свободой, взаимной поддержкой и взаимопониманием. ( Что так и не произошло ).
Сама песня была записана в поместье «Хедли-Грейдж» Ист-Хемпшир, где группа ещё создаст немалое количество своих альбомов, в том числе и разбираемый Led Zeppelin IV
Стоит сказать , что песня является не только творением Планта , как и обычно каждый занял нужное место в песне. Песня является классическим представителем хард-рока , с мощным басом , ярким вокалом , пожалуй лучшими ударными партиями Джона Бонэма и красной линией проходящее соло Джимми Пейджа. Местами присутствует и чуть ли не хоровое исполнение , что даёт представление о творческой сплоченности коллектива.
Шестая песня из альбома Led Zeppelin IV , Название является некой отсылкой к барабанщику группы Джону Бонэму , который, во время её записи, виртуозно сыграл двумя парами барабанных палочек , в очередной раз подарив отличное звучание ударных партий.
Вообще коллективу с большим трудом давалась запись этой песни, на неё было потрачено гораздо больше дублей, чем на другие с альбома Led Zeppelin IV. Одной из особенностей мелодии является комбинированный рифф в размере 5/8 и 6/8. Помимо этого, Джон Пол Джонс сыграл в ней на синтезаторе EMS VCS 3, что придало звучанию песни более футуристичный окрас, за счёт электронных эффектов.
Группа шла в ногу со временем , но порой и старалась сделать звучание более вневременным , экспериментируя с различными синтезаторами , драм машинами , а иногда вообще уходя с головой в почти психоделический рок в такой знаменитой композиции, как «No Quoter» ( о ней поговорим отдельно ) , но при этом основной была инструментальная составляющая хард рока , блюз , рок-н-ролла и начальная стадия хэви-металла.
Going to California.
Стоит сказать , что эта баллада была написана в большей степени Робертом Плантом и Джимми Пейджем , так как именно они занимают в ней большую часть ( акустическая гитара , вокал Планта ) и мандолиной Джона Пол Джонса отлично конструирует на фоне всех других работ групп , преимущественно в жанре хард-рок , хэви-металл и блюз-рок .
Начало песни отсылает к Калифорнийским холмам и природе этого региона , так как местные красоты оказали большое впечатление во время путешествия Джимми Пейджа , продюсера Питера Гранта и звукоинженера Энди Джонсона по Калифорнии. В какой-то момент название песни было «Guide to California» , где даже успели застать несколько землетрясений.
Лирика песни довольна приземлённая , простая , но очень трогательная и местами волшебная. Слушая ее забываешь о своих заботах , трудностях и уносишься мысленно в те места , о которых поётся в песне.
Сам Роберт Плант говорил : « Местами лирика вызывает небольшое стеснение, но этот период моей жизни означал , что я уже повзрослел ( в том числе и творчески )».
Стоит также отметить , что несмотря на то что песня не была столь известна , как другие произведения , однако она заняла дров но серьёзное место в творчестве группы и оказала большое влияние на последующие поколения музыкантов и даже журнал Rolling Stone в 2012 году поставил песню на 11 место в списке «40 лучших песнях Led Zeppelin».
Часть Десятая
Вот мы и подобрались к последней песне альбома , признаюсь честно для меня это новый формат в котором последовательно разбирается каждая песня ( ее особенности , история , звучание и тд ) , поэтому эта рубрика будет развиваться дальше и не раз радовать читателей канала.
И на разборе песня «When The Levee Breaks».
Стоит сказать , что данная композиция не является полностью творением группы , так как данная песня была написана в стиле блюз и дельта-блюз Канзас Джо Маккоем и Мемфисом Минни , посвящённая Великому наводнению на Миссисипи 1927 года. В тот год более 13 тысяч жителей города Гринвилл в штате Миссисипи спешно перебрались к соседней дамбе, не разрушенной наводнением. Ужасы перед её возможным разрушением описан в строках «I works on the levee, mama both night and day, I works so hard, to keep the water away… I’s a mean old levee, cause me to weep and moan, gonna leave my baby, and my happy home»
Однако , наибольшую известность песня получила в интерпретации Led Zeppelin. Композиция была взята за основу и значительно переработана , и даже улучшена. Группа не стала сильно менять лирику и тематику песни , так как тексты очень сильно впечатлили Роберта Планта.
Основной характеристикой версии Led Zeppelin является оглушающее звучание ударных Джона Бонэма, которые были записаны в подвальном помещении (так, что микрофоны для достижения пространственного эффекта были размещены Пэйджем на лестнице). Благодаря впечатляюей работе Бонэма и Пейджа была отлично передана мощь и разрушительная сила наводнения , за счёт тяжёлого гитарного звука и ударных, а завывание гармоники и мощное вокальное исполнение Роберта Планта ещё сильнее усилило этот эффект.
Джимми Пейдж записал губную гармошку Планта используя эффект, известный как «опережающее эхо». Вся запись после завершения работы была намеренно замедлена и обработана дополнительными эффектами. В результате этого вокал Планта оказался немного смещён в тональности, что усилило эффект размытости звука в песне.
В различных интервью , например журналу «Uncut» в 2008 году Пейдж говорил, что многочисленные эффекты придали песне эффект некоего «водоворота», когда сверхплотное звучание начинает вращаться с ускорением вокруг <голоса> Роберта в самом центре».
В другом интервью он же называл «When The Levee Breaks» «примером… возможно, самой тонкой продюсерской работы ( в альбоме ) , потому что каждый из 12 тактов несёт в себе что-то новое по сравнению с предыдущим, хоть может быть, сразу это и не бросается в глаза
Одним из запоминающихся моментов Пейджа во время записи композиции , были непростые отношения со звукоинженером и продюсером Глином Джонсоном , который пытался во все песни группы внести исключительно своё видение и звучание , как говорил Пейдж : «Один из моих любимых миксов — финал When The Levee Breaks, где все приходит в движение, кроме вокала, который остается неподвижным. Расскажу смешную историю об этой песне. Энди Джонс работал со мной над этим миксом, и когда мы закончили его, Глин, старший брат Энди, вошёл <в студию>. Мы были возбуждены: «Ты должен это послушать!». Глин послушал и сказал: «Хммм. Вы никогда не сможете это записать. Не сработает». И ушёл. Глин снова оказался не прав. Позже, наверное, весь изошёл завистью»
When the Levee Breaks» была единственной песней с альбома, которая не была ремикширована в Англии , так как американский вариант Пэйдж посчитал «катастрофическим» и по возвращении домой его полностью переработал. На пластинке этот трек один единственный из всех представлен в своём изначальном варианте.
Стоит сказать , что исполнялась на концертах она редко , Из-за обилия студийных эффектов исполнять песню на было очень непросто. Группа исполнила её лишь несколько раз, а именно , на раннем этапе своего американского турне 1975 года.
Поддержи автора донатом!
Карта: 2202 2001 9468 4039